18+
Выходит с 1995 года
25 декабря 2024
Долгосрочная программа развития творческой инициативы масс

Для организации интереса масс к новациям предлагается следующая программа:

1. Пиар-мероприятия

а. Организация специального федерального телевизионного канала, освещающего результативность продвижения инновационных программ во всех звеньях. Этот канал  «Инновация» своим основным направлением должен иметь повышение авторитета знаний и профессионализма.

б. Привлечение к работе на этом канале виднейших специалистов страны по педагогике, истории, психологии, социологии, экономике, инженерному делу, а главное – по изобретательству и развитию творческой инициативы.

в. Включение в работу канала передач по истории, повышающих чувство собственного достоинства наших граждан и придающих им силы для новых свершений.

г. Организация на этом канале обучающих передач для членов инициативных групп и общественных организаций, развивающих творческий потенциал участников.

д. Освещение на этом канале успехов и достижений в инновационном строительстве, а также проведение конкурсов для школьников, студентов и специалистов с вручением наград.

Пример: ежегодные конкурсы Ассоциации ТРИЗ для дошкольников, школьников, студентов и преподавателей по решению творческих задач, по исследовательской деятельности участников и др.

е. Привлечение к работе этого канала виднейших специалистов страны по педагогике, истории, психологии, социологии, экономике, инженерному делу, а главное -  по изобретательству и развитию творческой инициативы.

ж. Издание массового журнала для молодежи

Пример: издание должно ориентироваться на опыт таких известных журналов, как «Техника молодежи», «Наука и жизнь», «Знание сила»,  которые прозябают, поставленные в условия самоокупаемости,  без учета их значимости для восприятия ценности научных знаний, побуждающих к инновациям. Журнал должен пропагандировать научные достижения и последние изобретения ученых всего мира,  а также оригинальные отечественные  предложения и их воплощение в работающие модели и образцы.

з. Создание Интернет-сайта «Наши предложения» со свободным доступом к информации и регулярными рецензиями ученых.
 
2. Звенья программы развития творческой инициативы

а. Система обучения воспитателей детских садов по программе «Развитие инициативы ребенка».

Примеры: работа первой в Петербурге экспериментальной площадки по разработке технологии развития творческого мышления дошкольников в детском саду номер 154, а также работа 24 экспериментальных площадок в Ульяновске, Самаре и других городах страны. Там с детьми дошкольного возраста занимаются по программе обучения творчеству на базе Общей теории сильного мышления.  25-летий опыт развития творческого воображения детей в Норильске.

б. Консультации воспитателей детских садов для родителей «Как развивать воображение ребенка». 

в. Введение в школьную программу обязательного курса «Развитие творческой инициативы школьника».

Пример: уже 11 год  в Петербурге проводится городская школьная олимпиада по ТРИЗ, неизменно вызывающая большой интерес сотен учащихся, преподавателей и родителей. И это несмотря на то, что преподавание ТРИЗ не входит в обязательную программу, ведется только в некоторых школах без поддержки государством преподавателей-новаторов, и даже в этих школах – не во всех классах. Надо отметить, что в этих классах ТРИЗ, как правило, становится любимым предметом: по словам самих детей «им нравится решать задачи».

г. Введение в систему дополнительного (внешкольного) образования специального курса по творческому развитию детей и преподавателей.

Примеры: много лет в Ленинградской области, в  г. Сосновый Бор работает центр детского технического творчества «Кулибин» под руководством энтузиаста Н.П. Колчева. Ребятами получено более 100 патентов и все это – на личные средства Колчева. В Санкт-Петербурге одним из инициаторов дополнительного образования на базе ТРИЗ является городской центр детского технического творчества.

д. В педагогических вузах ввести курс для учителей «Как терпеть и поощрять талантливых учеников».

е. Во всех технических вузах ввести курс обучения современным технологиям изобретательства и управлению инновационным процессом. 

Пример: в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете на факультете инноватики уже не первый год преподается ТРИЗ и неслучайно конкурс на этот факультет – один из самых высоких среди технических ВУЗов. Поэтому на конференции представителей факультетов инноватики, прошедшей недавно в Екатеринбурге, принято решение ходатайствовать об обязательном введении ТРИЗ на всех, связанных с инноватикой, факультетах страны.

ж. Рекомендовать ввести на предприятиях и в фирмах «Обучающий тренинг для изобретателей».

Многие фирмы сегодня чувствуют необходимость в таком тренинге для повышения продуктивности своих сотрудников. Но, к сожалению, сегодня нет мощной, активно поддерживаемой государством организации, которая могла бы реализовать это.

Фирмы, которые уже смогли организовать подобные тренинги и почувствовать их эффективность для инновационной деятельности: ОАО «Северсталь», Титан, ОАОВСМПО «Ависма» и ряд других.

3. Поощрения

а. Предусмотреть ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ. Публиковать в школьных газетах наиболее интересные предложения учащихся – младших, средних и старших школьников. Особо интересные результаты отсылать в упомянутые выше журналы. Авторов лучших работ командировать на Международные конференции.

б. Каждый подавший предложение должен быть поощрен. Прежде всего – за инициативу (по примеру Японии). Если инициатива не продуктивна – это не разглашается.  Если она экономически продуктивна, следует ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ – публикация, выдвижение на конкурс, денежная премия, система накопительных баллов «Ключи от будущего».

в. Поскольку конечный результат инновационного процесса зависит от участников всех звеньев и, кроме того, включает юристов ПАТЕНТНОГО ВЕДОМСТВА, а также чиновников, продвигающих идею к внедрению, то поощряется вся цепочка участников – каждый получает бонус.

Компьютерная программа, объективно учитывающая вклад всех участников процесса и позволяющая отслеживать реальный, а не бумажный экономический эффект от идеи до воплощения, сейчас отрабатывается в Управлении  интеллектуальной собственностью Государственного унитарного предприятия Санкт-Петербурга «ЗАО «Аквапатент».

г. Если у преподавателя школы, патентоведа или соответствующего чиновника за определенный промежуток времени (например, за 5 лет) не накапливается несколько бонусов, т.е. он не способствует  реализации проходящих через него предложений, то ставится вопрос об его профессиональной пригодности.

4. Привлечение сил со стороны

а. В Интернете публикуется призыв ко всем студентам и специалистам, уехавшим из страны, присылать свои предложения и дополнения к программе.

б. Публикуется (если будет поддержка Правительства или финансирование отдельных фирм) приглашение уехавшим специалистам вернуться и принять непосредственное участие в этой программе.

5. Заключение

Из приведенных примеров видно, что  отдельные достижения, ростки творческой инициативы, группы энтузиастов еще сохранились во многих звеньях инновационного движения.  Однако, для того, чтобы это движение стало массовым, необходимы два обстоятельства:

Первое – вся система должна развиваться одновременно.
Второе – идеологическая и экономическая поддержка государства.

Автор: Рада Михайловна Грановская - доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, академик Международной балтийской педагогической академии. Интервью с Радой Михайловной "Психологическая защита"

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»