18+
Выходит с 1995 года
23 ноября 2024
Окупаемость инвестиций в программы корпоративного обучения

Принимая решение о выделении средств на обучение и развитие персонала, многие руководители понимают, что это нужно, но не вполне уверены в том, что вложения дадут именно экономический эффект. Данная статья призвана вооружить руководителей и HR-специалистов данными, характеризующими размеры возможной отдачи от инвестиций в развитие персонала.

Окупаемость инвестиций в корпоративное обучение западных компаний
Исследователи утверждают, что сейчас экономический эффект от вложений в развитие персонала более высокий, чем от вложений в средства производства. Исследования, проведенные в 3200 американских компаниях Р. Земски и С. Шамаколе (Университет штата Пенсильвания), показали, что 10%-е увеличение расходов на тренинг персонала дает прирост производительности труда 8,5%, в то время как такое же увеличение капиталовложений дает прирост производительности только 3,8%1 .
Cспециалисты Американского общества тренинга и развития (ASTD) подсчитали, что 1 доллар, вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долл. дохода. А в компании Motorola каждый доллар, вложенный в образование, приносит 33 доллара прибыли2. Разработанная и внедренная на одном из предприятий Motorola в 1987 году программа повышения качества Six Sigma позволила снизить показатель брака до 0,1% и сократить на 84% затраты, связанные с низким качеством.
Таким образом, инвестиции в обучение персонала западных компаний могут приносить компаниям не только прибыль, но и сверхприбыль.

Прибыльность инвестиций в корпоративное обучение российских компаний
Возврат на вложенный капитал3
Обучение 150 клиентских менеджеров в Альфа-банке позволило снизить процент непроходных кредитных заявок с 80% до 10%. Это  высвободило около 140 000 долларов в год, затрачиваемых ранее на оплату труда кредитных менеджеров, обрабатывавших эти заявки.. Помножив эту сумму на среднее по банку соотношении доход/зарплаты, специалисты компании «ЭКОПСИ Консалтинг» получили сумму дохода от обучения равную почти 450 000 долл. в год.
Затраты на проект обучения включали в себя оплату тренингов, авиабилетов, гостиницы, канцелярских и почтовых услуг и оказались равны 113 200 долл. Таким образом на каждый вложенный в проект доллар банк за год получил 3,98 долл. отдачи4 .
Другой пример. В 2003 г. «Спортмастер» в течение 10 месяцев обучал менеджеров по оптовым продажам. В результате, объем продаж повысился на 60%, клиентская база расширилась на 25%, а охват городов - на 35%.
Поскольку на рост показателей, влияли и другие факторы, а удельный вес влияния программ обучения на повышение эффективности работы составил 21%, то можно сделать вывод, что благодаря программе обучения объем продаж за 10 месяцев вырос на 12%, клиентская база расширилась на 5%, охват городов увеличился на 7%.
С учетом затрат на привлечение тренеров, на аренду помещений, на заработную плату участников и представителей службы персонала (за дни тренингов), вовлеченных в процесс обучения, а также затрат компании на проведение оценки сотрудников методом Ассесмент-центра, отдача на инвестиции в обучение менеджеров составила 415%. Это означает, что на каждый вложенный в проект доллар компания за год получила 5,15 долл. отдачи5.

Динамика изменения объемов продаж
В.Потребич исследовал динамику изменения объемов продаж у 72 продавцов-консультантов ТД «Техносила» после проведения традиционного тренинга продаж6.

Таблица. Динамика послетренингового увеличения продаж

Показатели                                                                       1 месяц    2 месяц    3 месяц
Кол-во продавцов, увеличивших объемы личных продаж7     94%           90%      32%
Увеличение объема личных продаж                                   12-117%   8-186%   12-47%
Прирост по суммам выписанных чеков                                 16-86%   14-48% Без изм-й

Из таблицы видно, что экономический эффект от тренинга достигает своего максимума в течении первых двух месяцев, а затем стабилизируется.
Значимость результатов исследования подчеркивает и тот факт, что  такие переменные как а) ассортимент; б) своевременные и эффективно выстроенные, регулярно проводимые рекламные акции; в) система оплаты труда; г) конкурентоспособная цена на товар, не имели существенных колебаний (скачков) на протяжении всего периода анализа пред- и послетренингового периода. В расчет также принималась поправка на сезонность продаж..
Таким образом, выгодность инвестиция в обучение персонала российских компаний может достигать 5 долл на каждый вложенный, а экономический эффект от обучения может сохраняться на протяжении 2-3 месяцев.
Добавим к этому, что создание систем корпоративного обучения может приносить немалый доход. Так, в 2001 г. более 27 тысяч работников предприятий группы «Норильский никель» повысили квалификацию и прошли переподготовку. А годовой экономический эффект от обучения персонала в 2001 году составил более 200 млн. руб8. То есть, обучение одного сотрудника принесло предприятию свыше семи тысяч рублей.

Итак, формируя бюджет обучения и регулярность проведения обучающих программ менеджеры и HR-специалисты могут руководствоваться приведенными выше данными. Будем надеяться, что осознание экономической выгодности инвестиций в человеческий капитал поможет наращиванию этого капитала на отечественных предприятиях и в организациях малого, среднего и крупного бизнеса.

___________________________________________  

1. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я: Науч.-практ.пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело.2002. - 224 с.
2. Моргунов Е. Корпоративный университет, как инструмент становления научающейся компании. // Журнал «Управление персоналом», №1-2 (90), 2004 года. - с. 46.
3. Human Capital Return of Investments, HC ROI= доход проекта минус стоимость проекта, деленное на стоимость проекта. Формула позволяет вычислить, сколько приносит каждый доллар, вложенный в конкретное HR-мероприятие.
4. Ю.Васильева, Мечта сбылась. Компании подсчитывают доходность вложений в персонал, Ведомости, №128 (1168), 22 июля 2004
5. Ю.Васильева, Мечта сбылась. Компании подсчитывают доходность вложений в персонал, Ведомости, №128 (1168), 22 июля 2004
6. В.Потребич Тренинги по технике продаж в сети розничных магазинов Original article: http://www.e-xecutive.ru/publications/specialization/article_1697/
7. В сравнении с результатами, зафиксированными за месяц до тренинга
8. «Корпоративные университеты в российской практике: актуальные примеры реализации», М.: Ассоциация Менеджеров, 2003 г.

Костицын Николай Александрович
Тренер-консультант, СПбГУЭФ
Вй Н.А. Костицын, 2004

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Е.С. Креславский: «Каждый день расстраиваюсь — у нас нет волшебной палочки»
    06.10.2024
    Е.С. Креславский: «Каждый день расстраиваюсь — у нас нет волшебной палочки»
    «…люди должны научиться быть участниками изменений и, самое главное, брать на себя ответственность и инициировать перемены».
  • Готовность к изменениям как основа управления современной организацией
    13.05.2024
    Готовность к изменениям как основа управления современной организацией
    «Традиционно принято считать, что одним из основных препятствий к изменениям является неготовность к переменам персонала организации. В то же время значительная доля успеха по внедрению изменений связана с готовностью руководителей управлять этими процессами…»
  • Представления клиентов о бизнес-консультировании и компетенциях консультанта
    10.03.2024
    Представления клиентов о бизнес-консультировании и компетенциях консультанта
    «Гипотезой исследования стало предположение о том, что отношения “клиент — бизнес-консультант” принадлежат к категории отношений помощи, что формирует определенные требования к пониманию бизнес-консультантом психологического характера оказываемых им услуг».
  • Коучинг как технология работы с лидерами организации
    23.12.2023
    Коучинг как технология работы с лидерами организации
    «Одной из разработок кафедры является тренинг “Племена”, направленный на выявление лидеров в коллективе с целью формирования кадрового управленческого резерва, а также определить имплицитные потребности группы в типе лидера, которому она готова доверять…»
  • Доверие и вера в деловых отношениях
    22.12.2023
    Доверие и вера в деловых отношениях
    «Доверие может рассматриваться и как мотивационный фактор, и как фактор делового этикета, и как условие командообразования, психологической совместимости, принятия решения, психологической безопасности…»
  • Причины и формы сопротивления в тренинге
    07.12.2023
    Причины и формы сопротивления в тренинге
    «Энергию сопротивления можно и нужно использовать. Некоторые тренеры вообще не понимают, как можно работать, не возмутив, не задев, не “зацепив” людей… Однако в краткосрочных тренингах лучше снижать сопротивление, а не разжигать его».
  • Экономический слом: первая помощь организациям
    07.04.2022
    Экономический слом: первая помощь организациям
    О работе организации в условиях неопределенности, об адаптации, ключевых ценностях и точках принятия решений рассказали директор консалтинговой компании А.Э. Хватов и консультант по стратегическому управлению и организационному развитию Д.И. Наконечный.
  • Ситуационное моделирование как способ преадаптации личности в меняющемся мире
    12.11.2020
    Ситуационное моделирование как способ преадаптации личности в меняющемся мире
    «Человек ничего не слышит, если ему запрещено говорить. Он начинает слышать, если ему позволяется высказать свое мнение или задать вопрос. И неважно, воспользуется он этой возможностью или нет», — настаивает проф. Т.Ю. Базаров...
  • Ценностные ориентации предпринимателей как факторы их самоопределения
    17.08.2020
    Ценностные ориентации предпринимателей как факторы их самоопределения
    В. Позняков: «Ответственное отношение к другим участникам делового взаимодействия в большей степени определяется высокой значимостью ценностей, способствующих сохранению благоприятных межличностных отношений с другими людьми и внутреннему развитию личности…»
  • «"Узкое горлышко". Адаптация к переменам внутри себя»
    06.07.2020
    «"Узкое горлышко". Адаптация к переменам внутри себя»
    Где взять силы, чтобы сойти с проторённой дорожки и найти свой путь? Как адаптироваться к новым условиям? Коуч Елена Морозова представила авторскую арт-практику, помогающую найти ресурсы и силы для адаптации к переменам...
  • Модель взаимодействия в бизнес-коучинге
    25.05.2020
    Модель взаимодействия в бизнес-коучинге
    Что происходит в рамках бизнеса, в рамках организации, когда вас нанимают как коуча в компанию? Клиент коучинга, спонсор первого уровня, спонсор второго уровня… Как организовать работу коуча в организации, рассказывает Дарья Малышева - бизнес-тренер...
  • Елена Морозова: «Бизнес-тренеру важна внутренняя устойчивость»
    13.04.2020
    Елена Морозова: «Бизнес-тренеру важна внутренняя устойчивость»
    Как изменилась программа дополнительного профессионального образования «Методическая подготовка бизнес-тренеров» и какие навыки понадобятся коучам и тренерам в изменившихся условиях жизни, рассказала Елена Николаевна Морозова…
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»