Кто есть кто
Евгений Александрович Климов
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) Российской академии образования.
Заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1983 г.) и декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (с 1986 г. по 2000 г.).
Председатель Научно-методического совета учебно-методического объединения университетов Российской Федерации по психологии (с 1988 г.), председатель Научно-методического совета учебно-методического объединения по педагогическому образованию в университетах РФ, президент Российского психологического Общества (с 1994 г.).
Действительный член Международной академии психологических наук (1993), Международной академии акмеологических наук (1993), Международной академии информатизации (1994).
Лауреат Премии имени С.Л. Рубинштейна РАН.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2004-2013) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2012).
В 1953 г. окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета.
В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов», в 1968 г. - докторскую диссертацию на тему «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы».
В 1974 г. был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, в 1985 г. - действительным членом.
Начало трудовой деятельности - 1944 г. (слесарь на Вятско-Полянском заводе №367 «Молот», ныне - «Машиностроительный завод». В 1953-1968 гг. занимался научно-преподавательской работой на кафедре педагогики и психологии Казанского университета (под руководством профессора В.С. Мерлина) и одновременно (1953-1956) преподавал логику и психологию в средней школе №1 Казанской железной дороги; в 1959-1964 годах научный руководитель Казанского филиала лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ. В 1968-1976 гг. - заведующий отделом психологии труда ВНИИ Профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. В 1976-1980 годах - профессор кафедры психологии Ленинградского гос. педагогического института им. А.И. Герцена (ныне - Российский государственный педагогический университет); в 1980 г. - приглашен работать на факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Области научных исследований: взаимозависимость профессиональной деятельности и индивидуальных, типологических особенностей человека как субъекта труда; проблемы психологической классификации профессий в целях профориентации; специфика образа мира и самосознания у представителей разнотипных профессий; вопросы отечественной истории психологических знаний о труде и трудящемся.
Е.А. Климовым показано, что эффективность деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек рассматривается не как типовая «живая машина», а как субъект, создающий, в частности, индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности.
Разработана классификация профессий как многопризнаковых объектов (1971), широко применяемая в практике руководства выбором профессий (включая и ситуации вынужденной перемены труда); созданы средства информационной поддержки процессов включения молодежи в профессиональное становление; установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии (1995).
В учебнике «Введение в психологию труда» (1988) предмет психологии труда определяется следующим образом: психологическое изучение человека с точки зрения его формирования и оптимизации функционирования как субъекта труда; формулируются психологические признаки сознания развитого субъекта труда, систематизированы методы психологии труда (методы научного исследования и практического воздействия). Особое внимание уделяется методам и технологиям построения полноценного научного знания в области психологии труда (требующего обязательного эмпирического и теоретического обоснования). Последнее положение имеет важное методологическое значение и для других направлений психологической науки.
Е.А. Климов выдвинул идею реконструкции истории отечественной психологии труда в ее обусловленности потребностями общественной практики; историко-психологическое исследование подтвердило его модель порождения научного подхода в изучении психики субъекта труда в до- и вненаучных формах психологического знания о труде (1992).
Автор свыше 150 работ, среди них основные:
- Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода. Казань, 1958;
- Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам труда, учения, спорта. Казань, 1969;
- Школа... а дальше? Л., 1971;
- Информационно-поисковая система “Профессио-графия”. Л., 1972 (соавт. О.И.Галкина и др., гл. ред.);
- Введение в психологию труда. М., 1988;
- История психологии труда в России. М., 1992 (соавт. О.Г.Носкова);
- Образ мира в разнотипных профессиях. М.,1995;
- Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996;
- Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996;
- Психология. Учебник для средней школы. М., 1997;
- Основы психологии. Учебник для вузов. М., 1997.
Награжден медалью «За освоение целинных земель» (1957), нагрудным значком «Отличник профтехобразования СССР» (1979), медалью «Ветеран труда» (1987), Почетным знаком «За заслуги в развитии системы профтехобразования» (1988). Лауреат Премии имени С.Л. Рубинштейна Российской академии наук (совместно с В.А. Барабанщиковым и В.А. Бодровым) — за серию работ по единой тематике «Системно-генетические исследования профессиональной деятельности» (2002).
- В 2005году решением Большого жюри присвоено почетное звание «Патриарх российский психологии»
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2012 г.
- «III Съезд Российского психологического общества "Психология и культура"», (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2003 г.), победитель
- «Психология и ее приложения», всероссийская конференция (в номинации «Лучший проект в области интеграции психологов в профессиональное сообщество», 2002 г.), победитель