Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России»
Реферат проекта

«III Съезд Российского психологического общества "Психология и культура"»


Президиум Координационного совета Российского психологического общества, Координационный совет Санкт-Петербургского психологического общества: Климов Е.А., Председатель Оргкомитета, Президент РПО (во время подготовки и проведения Съезда); Аллахвердов В.М. – Председатель Программного комитета, Президент Санкт-Петербургского психологического общества; Базаров Т.Ю., Цветкова Л.А. – заместители Председателя Оргкомитета съезда; Журавлев А.Л., Семенов В.Е. – заместители Председателя программного комитета съезда.

АКТУАЛЬНОСТЬ.  Российское психологическое общество приняло решение о проведении своего очередного (третьего) съезда в Санкт-Петербурге под девизом «Психология и культура». Съезд был включен в Юбилейную программу празднования 300-летия Северной столицы. Актуальным представлялась определение содержания и организация научных и просветительских мероприятий, подводящих итоги работы российских психологов за весь постсоветский период. На Съезде решались важнейшие организационные проблемы психологического сообщества, к участию в решении которых были приглашены представители различных психологических ассоциаций Европы, Азии и Америки, а также психологи стран постсоветского пространства.

Важным является вопрос развития психологии как массовой профессии. Профессиональное сообщество вынуждено осмыслять ситуацию, когда психологов готовят сотни факультетов, выбрасывая на рынок труда десятки тысяч далеко не всегда, к сожалению, хорошо подготовленных специалистов. Образовательные программы по психологии становятся всё более эклектическим компромиссом между необходимой фундаментальной подготовкой психологов и требованиями рыночной конъюнктуры. Ушли в прошлое не только создатели научных школ (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, и другие титаны отечественной психологии), но практически и сами эти школы. Российская психология отказалась от идеологического прессинга советского времени, но не подвела итогов развития советской психологии. В итоге психологи стали соединять несоединимое: материализм, мистику, бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, экзистенциализм и что угодно ещё. Эклектизм зачастую объявляется не только неустранимым, но и принципиальным. Размытость границ психологической науки породило множество проблем. Например, являются ли социальная работа, психоанализ, конфликтология и ряд других специальностей психологическими? Соответственно, должны ли психоаналитики, социальные работники, конфликтологи иметь базовую психологическую подготовку? Фундаментальные исследования почти исчезли. Журналов по психологии стало издаваться больше, но качество академических журналов заметно снизилось. Практические технологии зачастую заимствуются из сомнительных источников и без какого-либо теоретического осмысления. На книжные прилавки выбрасывается море низкопробной литературы, посвященной техникам манипулирования, внушения, обмана. В условиях массовости уходит в прошлое культура передачи практического знания от Мастера к ученику. Да и само общество не научилось использовать профессиональные психологические кадры по назначению. Население даже больших городов толком не знает, какую пользу могут оказать им психологи. Профессиональное сообщество пока не смогло организовать эффективную просветительскую деятельность.

В сложившейся ситуации очередной III съезд Российского психологического общества был призван определить новую роль профессионального сообщества и решить реально волнующие это сообщество задачи. Съезд решал важнейшие организационные вопросы. На Съезде был принять Этический кодекс психолога и обсуждались механизмы применения этого кодекса. Психологи России вели поиск организационных возможностей осуществления профессионального контроля за качеством оказания услуг различными центрами и частными специалистами. Велись конструктивные осуждения о создании социальных условий для оказания помощи членам сообщества в профессиональном становлении, в юридической поддержке профессиональной деятельности, в том числе, сохранение авторских прав на методики, профессиональные технологии и пр. Обсуждалась подготовительная работа по созданию Госстандарта подготовки психологов третьего поколения и пр. На Съезде также должны были внесены необходимые изменения в Устав Общества, проводились выборы Координационного совета, Президента Общества и др. Тем самым на ближайшие четыре года участники съезда смогли определить основные направления развития профессионального сообщества.

СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ съезда были отражены в содержании 4-х форумов. На форуме «Фундаментальные проблемы психологии» был отмечен явно возрастающий интерес психологов к методологическим основаниям своей науки. Анализировались возможности определения единого предмета психологии. В дискуссионной форме докладчики рассматривали практику как критерий истинности психологических теорий или, наоборот, теории в качестве критерия оценки эффективности практической деятельности. Обсуждение методологических проблем психологии подтвердило необходимость проведения мониторинга психического развития подрастающего поколения в динамически меняющемся мире и современной России, что позволит определиться с основными тенденциями развития методологических оснований психологической науки. Данный вывод подтверждал значимость разработки и проведения экспериментальных исследований в психологии на основе междисциплинарного подхода.

На заседаниях форума «Социокультурное значение психологии» наибольший научный интерес привлекла проблема недостаточной востребованности обществом психологических знаний и одновременно существующей неготовностью психологов к решению актуальных социальных задач психологии. Научные доклады и обсуждения оказались многоаспектными: исторические аспекты политического сознания, связь политической психологии с современным общественным развитием, социальная идентичность российского общества и многое другое. На симпозиумах прозвучали доклады о психологии искусства, особенно в аспекте его массового потребления. Отмечалось, что современные СМИ представляют теоретически и практически важную задачу для социальной психологии, связанную с формированием менталитета подрастающего поколения различными методическими средствами науки и практики. В теоретическом плане рассматривались вопросы отечественной платформы в социальной психологии искусства, подходы к пониманию предмета психологии искусства, например, соотношение явлений рекламной деятельности и их психологической интерпретации в психологии. В аспекте развития общественного сознания прозвучала проблема междисциплинарности конфликтологического знания.

На форуме «Психология в образовании» акцентировалось внимание на необходимости выделения в качестве самостоятельной новой отрасли психологического знания – практической психологии образования. Высказывались мнения о том, что практическая психология образования может выступать в качестве методологии фундаментальной психологии. Внимание уделялось анализу основных тенденций в развитии фундаментальной психологической науки и путей ее интеграции с практической психологией образования. Значение придавалось изучению и осмыслению психологического качества образовательной среды для целей развития, обучения, воспитания. Были предложены технологии сопровождения образовательной среды. Высоко оценена теоретическая обоснованность и практическая востребованность категории «психологическая безопасность образовательной среды». При рассмотрении современных исследований по психологии личностного и профессионального развития педагогов была обозначена проблема взаимосвязи педагогов и психологов в поиске научных основ организации воспитательной практики в разных типах образовательных систем. Один из симпозиумов был посвящен развитию взаимодействия людей, работающих с детьми младенческого и раннего возраста. Реализация междисциплинарного подхода в исследованиях в данной области позволяет развивать службы ранней помощи ребенку и его семье на основе результатов теоретических и экспериментальных исследований в области психологии развития детей и их взаимодействия с близкими взрослыми. На пленарном заседании и симпозиумах по направлению «Психология неблагополучного детства» рассматривались актуальные проблемы теоретической и практической психологии, связанные с современными причинами и последствиями социального сиротства и безнадзорности, девиантного поведения и его коррекции, социализации и интеграции в социум детей с физическими и психическими нарушениями. Наибольший интерес вызвали современные концептуальные, методологические и методические вопросы по работе психолога с неблагополучным ребенком и его семьей, а также разработка рекомендаций по улучшению подготовки таких специалистов.

На симпозиумах и круглых столах форума «Практическая психология» говорилось о новых задачах, стоящих перед профессиональным психологическим сообществом, о создании технологий нового поколения, о развитии системы психологической службы, в частности, в структурах силовых ведомств, о проблемах работы с персоналом организаций, о взаимодействии психологии и психотерапии, о методологии работы в зоне практической психологии. В выступлениях постоянно возникала тема соотношения теоретического и практического знания. Группа симпозиумов была посвящена проблемам организации психологической службы и психологического обеспечения экстремальных видов деятельности (в системе Министерства обороны и МЧС, в деятельности правоохранительных органов). Пристальное внимание научной общественности привлекли вопросы разработки требований к современным консультационным технологиям.

 ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. Съезд позволил внести весомый вклад в определение перспектив развития современной психологии на основе интеграции фундаментальных и практических исследований.

 ЦЕЛИ.

  1. организация научных мероприятий, подводящих итоги работы российских психологов за весь постсоветский период;
  2. решение насущных организационных проблем РПО, направленных на самоорганизацию профессионального сообщества психологов, включая внесение изменений в Устав общества, выборы руководящих органов, принятие Этического кодекса, выборы Экспертного совета и пр.;
  3. оказание научной и методической поддержки молодым ученым, преподавателям;
  4. проведение просветительских мероприятий для населения Санкт-Петербурга и гостей города в Юбилейный период.

 АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. Проект, прежде всего, был адресован профессиональным психологам России (в том числе, студентам, аспирантам, молодым преподавателям), но также всем тем, кто заинтересован развитием психологической науки в России: психологам разных стран мира, профессорско-преподавательскому составу гуманитарных вузов, преподавателям образовательных учреждений, педагогам, психологам, социальным работникам, представителям властных структур и силовых ведомств.

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. Проект по подготовке и проведению III съезда РПО рассчитан на 19 месяцев (январь 2002 года – июль 2003 года).

Этапы подготовки и проведения III съезда Российского психологического общества:

Подготовительный этап (январь 2002 года – 23 июня 2003 года)

  1. организационная подготовка к приему участников и гостей съезда (размещение в гостиницах, аренда помещений, транспорт, культурная программа и пр.);
  2. систематизация заявок участников Съезда;
  3. формирование региональных делегаций Съезда;
  4. создание дизайн-проекта Съезда;
  5. создание рабочих групп и подготовка материалов для обсуждения на Съезде: проект Этического кодекса, положение об Экспертном совете общества, положение о сертификации психологических технологий и т.д.;
  6. формирование и утверждение Программным комитетом научной программы Съезда;
  7. создание на сайте Санкт-Петербургского психологического общества (http://www.spbpo.ru) страницы, посвященной Съезду с информационными материалами по основным организационным и научным проблемам;
  8. публикации материалов о подготовке Съезда в средствах массовой информации, прежде всего, в «Психологической газете»;
  9. подготовка и публикация научных материалов Съезда.

Основной этап (24 июня – 28  июня 2003 года)

  1. Регистрация участников, размещение в гостиницах, раздача папки участника и т.д. (24–25.06.2003 г.)
  2. Проведение научной программы Съезда – смотр достижений отечественной психологии за прошедший период. Планируется проведение четырёх форумов (25–27. 06. 2003 г.).
  3. Организационная программа Съезда.
  4. Культурная программа (в течение всей работы Съезда).
  5. VI Всероссийская выставка достижений практической психологии. Выставка достижений практической психологии (27–28.06.2003 г.). На выставке будут представлены крупнейшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, центры и лаборатории, центры практической психологии, издательства психологической литературы, разработчики и производители профессионального психодиагностического инструментария, коррекционных и развивающих программ. В программе Выставки – лекции для населения. Для специалистов – мини-семинары, мастер-классы, круглые столы и т.д., которые проводят ведущие психологи страны.
  6. Подведение итогов национального психологического конкурса на приз «Золотая Психея» (28.06. 2003 г.). Этот конкурс проводится под эгидой РПО «Психологической газетой» с 1999 года. Представить проект на Конкурс может любой психолог (или организация) России. Приз «Золотая Психея» присуждается лучшим проектам года в четырех номинациях: «Лучший проект в научной психологии», «Лучший проект в практической психологии», «Лучший проект в психологическом образовании», «Лучший проект в области интеграции психологов в профессиональное сообщество».

Итоговый этап (июль 2003 года)

  1. Анализ научных материалов, полученных в ходе работы Съезда;
  2. Анализ результатов анкетирования участников Съезда;
  3. Отчеты руководителей симпозиумов; анализ работы Съезда слушателями Летней школы и пр.);
  4. Подведение итогов работы Съезда и составление отчета.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. На протяжении работы съезда были приняты важные организационные решения: внесены изменения в Устав Российского психологического общества, впервые принят Этический кодекс психолога РПО. Съезд признал необходимым считать развитие фундаментальных теоретических и экспериментальных исследований приоритетным в деятельности РПО. Съезд решил, что исследования в области практической психологии не могут осуществляться без опоры на фундаментальные исследования. Работа форумов и симпозиумов Съезда способствовала интеграции психологического знания и взаимопониманию психологов, представляющих разные научные школы и регионы России. Усилия профессионального сообщества должны быть направлены на тщательную, серьезную разработку университетских программ и курсов, направленных формирование у студентов фундаментальных психологических знаний. Современные психолого-педагогические исследования определили предметную область практической психологии образования. Требование повышения качества и эффективности отечественного образования обуславливает необходимость выделения самостоятельной отрасли психолого-педагогической науки «Практической психологии образования». Серьезного внимания требует разработка методических и организационных подходов к профессиональной (общественной) аккредитации и сертификации специалистов-психологов как в области психотерапии и психологического консультирования, так и по другим направлениям современной психологии.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su