18+
Выходит с 1995 года
23 июня 2025

Кто есть кто

Варвара Ильинична Моросанова

Варвара Ильинична Моросанова

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Почётный работник науки и техники Российской Федерации.

Заведующая лабораторией психологии саморегуляции Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Возглавляет отечественную научную школу психологии саморегуляции.

Руководитель секции «Психология саморегуляции» Российского психологического общества. Член Международного общества по исследованию индивидуальных различий (ISSID).

Член экспертных советов по педагогике и психологии ВАК РФ, эксперт РФФИ и РНФ. Главный редактор журнала «Теоретическая и экспериментальная психология», член научной редколлегии журналов «Спортивный психолог» и «Экспериментальная психология».

В 1971 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1975 г. - аспирантуру Психологического института РАО.

В 1975 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Образ динамического объекта и его оперативность», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека».

С 1971 г. работает в Психологическом институте РАО (сейчас - ФНЦ ПМИ), с 2000 г. заведует лабораторией.

В течение 10 лет, до 1991 г., принимала практическое участие в психологической подготовке спортсменов высшей квалификации в качестве психолога сборной команды СССР по пулевой стрельбе.

В 1991-2001 гг. преподавала психологию и психологические дисциплины в Московском педагогическом государственном университете.

В 2002-2016 гг. — профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Принимает участие в экспертизе и обсуждении исследовательских проектов школьников в образовательном центре «Сириус». Постоянный эксперт и член жюри ежегодного конкурса проектно-исследовательских проектов школьников в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

Участвует в политических проектах различного уровня.

Сфера научных интересов: общая психология, психология саморегуляции, психология личности, дифференциальная психология, психология саморегуляции, психология труда, психология образования.

В 1990-х гг. В.И. Моросановой создана оригинальная концепция индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности, развивающая субъектно-деятельностный подход и обобщающая результаты ее исследований трудовой, учебной, спортивной и политической деятельности человека. Развиты представления о стилевых особенностях осознанной саморегуляции произвольной активности человека и о регуляторно-личностых ее свойствах. Обосновано как теоретически, так и эмпирически, что инструментальная сторона личности человека, его темперамент и акцентуации характера, может быть описана структурой регуляторных профилей саморегуляции, а общий уровень развития саморегуляции зависит от субъектной активности человека и вносит значимых вклад в эффективность достижения учебных и профессиональных целей. Были созданы первые версии многошкальных опросников для диагностики индивидуальных профилей саморегуляции, получивших широкую известность и широкое применение в отечественной психологической науке.

В 2000-х гг. предложена когнитивно-личностная модель саморегуляции и разработана методология дифференциального подхода к исследованию психической саморегуляции человека. Новая модель развивает нормативную модель саморегуляции О.А. Конопкитна Она была эмпирически верифицирована в многочисленных исследованиях учеников и последователей В.И. Моросановой. Было обосновано, что развитие осознанной саморегуляции во многом определяет индивидуальные возможности в овладении темпераментом и воспитании характера, служит основой повышения регулирующей роли самосознания. Созданные В.И. Моросановой и ее учениками регуляторно-личностные типологии обучающихся расширяют практические возможности в проектировании индивидуальных стилей учебной и профессиональной подготовки. Высокую научную и практическую значимость для образования имеют данные о том, что развитие осознаной саморегуляции вносит заметный вклад в академическую успешность учащегося при условии позитивного отношения к учению.

В 2010-2021 гг. В.И. Моросановой сформулированы основные принципы предложенного и активно разрабатываемого ею в настоящее время ресурсного подхода к осознанной саморегуляции как управляющем уровне системы психической саморегуляции, которая включает субсистемы универсальных и специальных регуляторных компетенций человека, позволяющих осознанно и самостоятельно выдвигать цели и управлять их достижением. Был сделан важный в методологическом отношении вывод о том, что эти субсистемы, в свою очередь, взаимосвязаны с субсистемами когнитивных, личностных и психофизиологических резервов, интегрируя и опосредствуя их влияние на самоорганизацию поведения человека. В этом смысле, осознанная саморегуляция является метаресурсом, от ее зависят не только продуктивные аспекты достижение любой цели, но и разрешение самых разнообразных проблем жизнедеятельности, таких как поддержание психологического благополучия, преодоление угроз психологической безопасности, субъектное развитие, цифровая социализация, личностное и профессиональное самоопределение и др. В многочисленных эмпирических исследованиях, выполненных под руководством В.И. Моросановой, было показано, что регуляторные ресурсы являются механизмом координации, а также средством медиации, модерации и накопления всей палитры индивидуальных психологических ресурсов для осознанного решения многообразных задач жизнедеятельности человека.

Результаты исследований регулярно представляются на российских и международных конференциях, симпозиумах, съездах и конгрессах (Международном психологическом конгрессе (International Congress of Psychology (ICP): Берлин, 2008; Кейптаун, 2012; Йокогама, 2016); Европейском психологическом конгрессе (ECP): Гранада, 2005; Стамбул, 2011; Москва, 2019); конференциях Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID: Лондон, 2011; Барселона, 2013; Варшава, 2017); международных конференциях по психологии личности (ECP: Афины, 2006; Тарту, 2008; Брно, 2010; Лозанна, 2014); конференциях Международного общества по исследованию интеллекта (ISIR): Лимассол, 2011; Мельбурн, 2013; Санкт-Петербург, 2018) и др.

С 2003 г. выступает организатором работы симпозиумов и научных конференций, секций и круглых столов по тематике психологии саморегуляции.

Под руководством В.И. Моросановой успешно защищено 15 кандидатских диссертаций, находятся в процессе подготовки 3 докторские диссертации.

Основные публикации: более 300 научных работ, в том числе 8 монографий, 6 учебно-методических пособий, 59 статей WoS и Scopus

  • Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998, 2001. 192 с.
  • Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 41 с.
  • Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова, Е.А. Аронова. М.: Институт психологии РАН, 2007. 253 с.
  • Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Моросановой. М.: ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 430с.
  • Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010, 2012. 519 с.
  • Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. СПб - М.: Нестор-История, 2011. 468 с.
  • Регуляторные и личностные основы принятия решений / В.И. Моросанова, Т.А. Индина. М. - СПб: Нестор-История, 2011. 280 с.
  • Психология саморегуляции: учебное пособие. М.: МГППУ; СПб: Нестор-История, 2012. 277 с.
  • Диагностика саморегуляции человека / В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
  • Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IV Международной научно-практической конференции, 08-10 октября 2015 г. / ред. В.И. Моросанова и др. М.: ТЭСЭРА; Кисловодск: СКФУ, 2015.
  • Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей / В.И. Моросанова, Т.Г. Фомина, И.Ю. Цыганов. М.-СПб: Нестор-История, 2017. 380 с.
  • Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы V Международной научно-практической конференции, 5-7 октября 2018 г. / ред. В.И. Моросанова и др. Иваново: Научный мир, 2018.
  • Осознанная саморегуляция в управлении агрессией / Т.Н. Банщикова, Е.А. Фомина, В.А. Соломонов, В.И. Моросанова. М. - СПб: Нестор-История, 2018. 294 с.
  • Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М. - СПб: Нестор-История, 2020. 650 с.
  • Благополучие, саморегуляция и успеваемость младших подростков: ресурсы и развитие: монография / Моросанова В.И. и др. М.: Изд-во Московского ун-та, 2024. 207 с.
  • Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002. №6. С. 5-17.
  • Extraversion and neuroticism: the typical profiles of self-regulation // European Psychologist. 2003. №4. Р. 279-288.
  • Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. 2011. №3. С.132–144.
  • Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала // Психологический журнал. 2012. Том 33. №3. С. 98–111.
  • Осознанная саморегуляция человека как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. №4. С. 16-38.
  • Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопросы психологии. 2016. №2. С. 109-123.
  • Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. №10. С. 13-24.
  • Cognitive and regulatory characteristics and mathematical performance in high school students // Personality and Individual Differences . 2016. Pp. 177-186/
  • Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 449-458.
  • Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. 10(4). P. 195-208.
  • The relationship between executive functions and language competences in middle school children Psychology in Russia: State of the Art. 2018. 12(1). P. 104-117.
  • От чего зависит надежность действий учащихся на экзамене // Вопросы психологии. 2019. №1. С. 65-78.
  • Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения // Вопросы психологии. 2019. №3. С. 62-74.
  • Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. №4. С. 5-21.
  • Осознанная саморегуляция как ресурс успешности по русскому языку у школьников с различным уровнем интеллекта // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. №1. С. 63-78.
  • Надежность осознаной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. №1. C. 77-95.
  • Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. №4. С. 155-167.
  • Conscious Self-Regulation and Self-organization of Life during the COVID-19 Pandemic // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. 13(04). P. 168-182.
  • Психологические последствия и ресурсы адаптации в период пандемии COVID-19 // Международная жизнь. 2021. №3. С. 118-124.
  • Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. №1. C. 4-37.
  • Динамика школьной вовлеченности и ее взаимосвязь с развитием осознанной саморегуляции у подростков / Фомина Т.Г., Потанина А.М., Бондаренко И.Н., Моросанова В.И. // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. №4. С. 167–180.
  • Осознанная саморегуляция, школьная вовлеченность и академическая успешность подростков: дифференциально-психологический аспект / Т.Г. Фомина, И.Н. Бондаренко, В.И. Моросанова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Том 20. №3. С. 560-577.

Награды:

  • почетная грамота Министерства образования Российской Федерации «За существенный вклад в развитие психологической науки и в связи с 90-летием со дня основания Психологического института» (2004)
  • медаль им. Г.И. Челпанова ПИ РАО (2004)
  • Почетная грамота РАО «За многолетнюю высококвалифицированную научную деятельность в области психологии и в связи со 100-летием ФГНУ «Психологический институт» РАО» (2012)
  • Диплом Российского психологического общества за лучшую монографию по психологии (2012)
  • Почетная грамота РГНФ «За большой личный вклад в развитие гуманитарных наук» (2016)
  • Медаль им. Л.С. Выготского РАО (2018)
  • Медаль им В.В. Давыдова РАО (2020)
  • почетная грамота Российской академии образования за многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и науки (2022)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Татьяна Николаевна Лобанова

    Уважаемая Варвара Ильинична!
    Присоединяюсь к многочисленным поздравлениям с Вашим Днем рождения!
    Восхищаюсь такими сильными и энергичными женщинами, как Вы, и беру с Вас пример.
    Вот бы побольше таких Личностей в нашем государстве, может быть у нас было бы не только продвижение в саморегуляции и самоэффективности, но и в самоуправлении?
    С глубоким уважением, Татьяна Николаевна Лобанова, к.п.н., докторант кафедры социальной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова

  • Валерий Михайлович Ганузин

    Уважаемая Варвара Ильинична!
    Поздравляю Вас с Днем рождения! Счастья Вам, здоровья, домашнего тепла. Пусть в этот день будет много цветов и поздравлений от родных и коллег.
    С уважением, Валерий Михайлович

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»