28 апреля 2017 , пятница

Известные психологи

Журавлев Анатолий Лактионович, р. 09.06.1948

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, академик РАН

Директор Института психологии Российской академии наук.

Член Президиума Российского психологического общества. Вице-президент Федерации психологов образования России.

Член Президиума научно-методического совета по психологии УМО университетов РФ.

Главный редактор «Психологического журнала» РАН.

Член Экспертного Совета (2007-2013) и Большого Жюри (2004-20142015-2019) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

Окончил Ленинградский государственный университет в 1972 г. В 1976 г. защитил кандидатскую диисертацию, в 1999 г. — докторскую диссертацию.

Работает в Институте психологии (ИПАН СССР, ныне ИП РАН) с 1976 года.

В апреле 2016 года согласно постановления президиума РАН №92 впервые в истории отечественной науки в перечень специальностей, представляемых академиками, включена психология. 28 октября 2016 года первым академиком Российской академии наук по психологии стал Анатолий Лактионович Журавлев.

Область научных исследований: психологические особенности личности и деятельности различных категорий руководителей, психологические методы и стиль руководства, управление социально-психологическими явлениями.

Разработал авторский опросник для определения индивидуального стиля руководства. Активно исследовал психологические феномены трудовых групп. Разработал психологическую концепцию совместной деятельности.

Возглавляя лабораторию социальной психологии ИП РАН (с 1987 г.), реализовал ряд крупных научных проектов, посвященных изучению динамики социальной психологии личности и группы в изменяющемся российском обществе, а также исследованию экономико-психологических феноменов.

Автор 350 работ, из которых 12 — авторские и коллективные монографии. Работы посвящены проблемам социальной, экономической, организационной и экономической психологии, психологии личности, трудаи управленияв современном российском обществе. Основные труды:

  • «Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом». М., 1976 (в соавт.).
  • «Психология и управление». М., 1978 (в соавт.).
  • «Совместная деятельность: теория, методология, практика». М., 1988 (в соавт.).
  • «Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия». М., 1995 (в соавт.).
  • «Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений». М., 1998 (в соавт.).
  • «Нравственно-психологическая регуляция экономической активности». М., 2003 (в соавт.).
  • «Психология управленческого взаимодействия». М., 2004; «Психология совместной деятельности», М., 2005; «Социальная психология: учебное пособие». М., 2006 (в соавт.).
  • «Психология совместной деятельности». М., 2005.
  • Один из авторов и отв. ред. издания «Проблемы экономической психологии». Т. 1. М., 2004; Т. 2, 2005.
  • «Социальная психология: учебное пособие». М., 2006 (в соавт.)

Награды:

  • Лауреат Премии Президиума РАН в области психологии имени С.Л. Рубинштейна (2005),
  • «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2003).
  • медаль «За трудовое отличие»,
  • медаль «В память 850-летия Москвы»,
  • медаль им. Г.И. Челпанова I степени «За вклад в развитие психологической науки» (Психологический институт РАО и МГППУ) (2006),
  • орден «Творец эпохи» (в номинации «Подвижник науки») (Институт культуры мира ЮНЕСКО и др.) (2007).

Экзистенциальное интервью:

1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?

Миссия психологии состоит в реализации трех тесно связанных функций: во-первых, производить новое качественное знание о психологии современного интенсивно изменяющегося человека и о роли психологических факторов в жизнедеятельности различных общностей; во-вторых, транслировать полученные знания другим людям, включая специалистов самых разных дисциплин; в-третьих, использовать эти знания в процессе помогающего воздействия на жизнедеятельность (функционирование и развитие) человека и его общностей. В перспективе психология может претендовать на принципиальное изменение (повышение) уровня психологической культуры труда, быта, отношений между людьми и жизни в целом, то есть на гуманизацию общества.
Миссия психологии сегодня во многом близка к многогранной миссии социо-гуманитарных наук в целом, от которых психологии нельзя изолироваться. Чтобы реализовать все грани общей миссии, необходимо продуктивно взаимодействовать, не теряя своей специфики, со специалистами в области философии и социологии, юриспруденции и политологии, педагогики и социальной работы, экономики и истории, лингвистики и искусствоведения и т.д.

2. Что бы Вы могли посоветовать молодому психологу?

Мои советы молодому психологу могут относиться только к его профессиональной сфере, со многими другими все обстоит значительно сложнее. Может банально звучать, но очень важно пытаться сделать свою профессиональную жизнь целенаправленной, то есть тщательно продумывать, формулировать и обязательно добиваться конкретных целей и решения конкретных задач в своих профессиональных занятиях. Принципиально важно – рефлексировать эти цели и задачи! Необходимо помнить, что профессиональные успехи зависят не только от общих и специальных способностей и не только от уровня общей и специальной профессиональной подготовки, но и в огромной степени – от состояния мотивационно-потребностной сферы и в целом направленности молодого специалиста. Трудовая и познавательная мотивация мотивация достижения, любовь к труду и своей профессии, мотивированное отношение к своим обязанностям, психологическая готовность и глубокая включенность в свое дело и многие другие самые простые и обычные характеристики, интегрируясь в системе, во многом определяют успехи в профессиональной деятельности. Нередко большое дело складывается из самого малого, на первый взгляд, даже незначительного.
Нужно быть уверенным в том, что очень многое и, более того, даже самое главное в профессии зависит прежде всего от тебя самого. При переживании такого чувства и стремлении реализовать всего себя постепенно заметите, что нарастает помощь других людей, складываются благоприятные социальные условия и обстоятельства, неожиданно наступает счастливый случай, везение и т.п.
Однако для формирования современного специалиста всего этого явно недостаточно. Чтобы быть профессиональным психологом, необходимо ориентироваться на высокие моральные и нравственные ценности, а для этого строго соблюдать хорошо известное и, пожалуй, главное правило в жизни: не поступать по отношению к Другим так, как не хотелось бы, чтобы Другие поступали по отношению к тебе…

3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?

Любовь для меня – это один из конкретных видов страсти человека, т.е. сложное, остро (или интенсивно) переживаемое и относительно устойчивое чувство, в основе которого лежит сильное и осознаваемое желание благополучия и счастья объекту любви, жедание быть вместе с объектом любви. Любовь связана с готовностью человека бескорыстно отдавать необходимое, идти на страдания, потери и даже жертвы ради объекта любви, в качестве которого чаще всего выступают мать и отец, дети, женщина или мужчина, Родина, родственники, профессия, друзья, домашние животные и т.д.
Несмотря на высочайшую степень сложности, любовь можно подвергать многомерному шкалированию. Сильная любовь – это выстраданная, проверенная временем и жизненными обстоятельствами, сопровождавшаяся какими-то приобретенными достоинствами и утратами страсть. Умеренная же любовь близка к переживаниям генерализованных чувств глубокого уважения к соответствующему объекту. Любовь, как правило, преимущественно возвышает человека, приводит его к саморазвитию, однако, имеется некоторый ряд обстоятельств, при которых любовь может приводить к другим, прямо противоположным, обратным эффектам, среди которых могут быть деструктивное поведение, саморазрушение и т.п.
Значительно более точно любовь описывают поэты, писатели, художники. В точности передачи состояния и чувства любви они имеют огромное преимущество за счет возможностей художественного метода их анализа и объяснения. Научный метод изучения пока вынужден упрощать сложное явление, обеднять тем самым его богатство и делать его более поверхностным. И так обстоит пока дело с изучением многих других интересных и важных явлений из сферы чувств, которыми наделен человек, например, исследования совести, стыда, сопереживания, вины, страдания и др.
Таким образом, любовь – это сложное (или богатое), сильное (или интенсивное) и глубокое, пронизывающее всю психическую (и не только) организацию человека, чувство (и состояние), то есть страсть, основанная на жертвенном отношении.

4. Как Вы относитесь к смерти?

Смерть – это естественная, то есть Природой заданная, трансформация телесного существования человека, в результате которой тело перестает обладать общепринятыми признаками жизни. Я отношусь к этому как к нормальному и естественному явлению. Под неестественной трансформацией я понимаю преждевременную смерть, наступившую в результате стихийного бедствия, несчастного случая, болезни, преступления со стороны других людей и так далее. Понять смерть можно только через понимание жизни человека. И в этой связи проще понимается телесная смерть человека, а вот с прекращением других форм человеческой жизни дело обстоит значительно сложнее.
Жизнь конкретного человека может продолжаться, во-первых, через продолжение его рода и так называемую генетическую память; во-вторых, через память других людей, выраженной в устной (пересказах) или письменной (жизнеописании) формах; в-третьих, через продукты деятельности, произведенные человеком при его телесной жизни и востребованные (используемые) другими людьми. Народная мудрость, состоящая в том, что «человек жив, пока о нем помнят», фиксирует самое важное, в чем заключается суть человека – его нравственно-психологические и духовные составляющие, через которые человек выражается в другом человеке и входит в большую и общую историю. Прежде всего речь идет о содержании памяти о человеке и продуктах его деятельности.
Учитывая сказанное, целесообразно стремиться к продолжению жизни человека, причем в любой ее форме, особенно в дееспособной, производящей от слова, взгляда или жеста, которые сами по себе являются сложнейшими актами именно социального поведения, до выдающихся продуктов творчества. Стремление производить значимые и качественные продукты деятельности человека, - конечно, не во вред другим людям, как живущим, так и будущим поколениям, - и есть способ продления его жизни. Так как через произведенные человеком продукты деятельности и сохранение памяти о нем происходит не только расширение границ человека как субъекта жизни, но и перенос их во времени, то каждому живущему телесной жизнью человеку должно быть далеко не все равно, что будут о нем помнить люди после его телесной смерти и какими духовно-нравственными составляющими жизни он будет представлен, то есть сохранен в жизни других людей.

5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?

Я понял в своей жизни хорошо известную и очень практически важную истину: за все совершенные человеком поступки, особенно те, которые обычно осуждаются среди людей, неизбежно приходится отвечать каким-то малым или большим страданием, малыми или большими утратами, потерями и т.п. Другими словами: то, что ты сам совершаешь в жизни, обязательно возвращается в какой-то форме тебе же, причем и хорошее, и плохое. Конечно, связь между такими событиями очень сложная, не примитивно прямая, но надежно действующая. При этом ты сам понимаешь, примерно с каким или какими событиями это может быть связано. Если же сразу такое понимание не является, то осознание связей наступает позднее и непроизвольно, а иногда даже и очень мучительно. Казалось бы, из всего этого выводится простое практическое следствие –не совершать плохих поступков, стараться не допускать негативных ситуаций, но в реальной жизни так не получается у подавляющего большинства людей, на что всегда находятся веские объясняющие причины. Понимание законов социального поведения людей и следование им в поведении конкретных людей далеко не всегда сопрягаются и соответствуют друг другу – в этом состоит одна из многочисленных сложностей самой жизни и собственно преломляющая, трансформирующая роль психики, закономерности действия которой крайне важно изучать.
Таким образом, на своем личном и многообразном чужом жизненном опыте приходишь к заключению о том, что превыше всего в человеческом обществе стоят морально-нравственные ценности, регулирующие силы которых реализуются в пространстве взаимосвязей и взаимодействия людей.

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Участие в конкурсе «Золотая Психея»

Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2012 г.

Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2011 г.

Победитель конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личный вклад в становление единого профессионального сообщества России», 2006 г.


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение