24 июня 2017 , суббота

Известные психологи

Лубовский Владимир Иванович, р. 14.12.1923

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО.

Профессор кафедры специальной психологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, профессор дефектологического факультета Московского городского педагогического университета, заведующий лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО.

Основное направление научных исследований В.И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с аномалиями развития. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития разных возрастов.

Им исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками; сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии.

Результаты исследований В.И. Лубовского легли в основу его работы над общими вопросами организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных условий обучения. Также он занимается исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Им разработан новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, о зонах актуального и ближайшего развития.

В.И. Лубовский активно участвует в разработке специальной терминологии как для теоретических нужд специальной психологии, так и с целью знакомства широкой общественности с научной и практической работой в этой сфере.

Наиболее  значительные публикации:

  1. Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
  2. Terminology of Special Education. - UNESCO, 1977.
  3. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. - М., 1978.
  4. Обучение детей с задержкой развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. - М., 1981.
  5. Lubovsky V.I. Basic principles of special education in the USSR // Prospects, 1981, Vol. 11 (4).
  6. Власова Т.А., Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.
  7. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  8. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология, 1995, № 1.
  9. Лубовский В. И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии, 1996, № 6.
  10. Лубовский В. И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития // Культурно-историческая психология,  2006, № 3.
  11. Басилова Т. А., Валявко С. М., Кузнецова Л. В., Курбанов Р. А., Лонина В. А., Лубовский В. И., Мастюкова Е. М., Петрова В. Г., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. Специальная психология: Учебное пособие. 6-е издание. - М., 2009.

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение