Кто есть кто
Лариса Фаритовна Баянова
Доктор психологических наук, доцент.
Старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Психологического института РАО.
Приглашенный профессор магистерской программы «Культурно-историческая психология и современные образовательные практики» Московского городского педагогического университета.
Член международного редакционного совета журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», член редколлегии журналов «Филология и культура. Philology and Culture», «Tatarika».
В 1989 г. окончила факультет педагогики и психологии Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина.
В 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль диалектических преобразований в обобщении младшего школьника», в 2010 г. - докторскую диссертацию на тему «Проблема взаимодействия субъекта и культуры в отечественной психологии XX века».
Заведовала кафедрой педагогической психологии Института психологии и образования, работала старшим научным сотрудником Научно-образовательного центра мультилингвальных и кросс-культурных исследований Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета. Руководила магистерской программой «Практическая психология в образовании» Института психологии и образования КФУ. Член диссертационного совета КФУ.
Работала в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО (ведущий научный сотрудник).
Научные интересы:
- психология субъекта культуры в онтогенезе;
- конструирование диагностических методик для выявления субъектных характеристик ребёнка в нормативной ситуации.
Л.Ф. Баяновой разработаны историко-методологические основания психологии взаимодействия субъекта и культуры; определён категориальный статус субъекта культуры в психологии; разработан диагностический инструментарий для определения психологических характеристик субъекта культуры на ранних этапах онтогенеза в дошкольном детстве.
Руководитель гранта РГНФ «Психологические механизмы взаимодействия дошкольника с правилом в нормативной ситуации» (2015-2017).
Читает курсы:
- Диагностика психофизического развития ребенка
- Корпоративная культура и профессиональная этика психолога образования
- Культурно-историческая психология
- Методика преподавания психологии
- Научно-исследовательская работа
- Общая психология
- Педагогическая психология
- Практикум по общей и экспериментальной психологии
- Психология дошкольного возраста
- Психолого-педагогическая практика
- Современные теории психологии развития
- Социальная психология
- Теория детского развития
Основные публикации:
- Баянова Л.Ф. Психология развития культурной конгруэнтности в образовательной среде: монография. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020. – 267 с.
- Баянова Л.Ф., Шишова Е.О., Хайрутдинова М.Р. Практика в системе обучения магистров психологии по профилю «Практическая психология в образовании»: учебно-методическое пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020. – 309 с.
- Школа Л.С. Выготского: материалы III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной юбилею А.Н. Леонтьева / науч. ред. Л.Ф. Баянова, Е.О. Шишкова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. – 276 с.
- Баянова Л.Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2017. – 125 с.
- Баянова Л.Ф. Методы психологической диагностики дошкольника в нормативной ситуации: методические указания. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2017. – 47 с.
- Баянова Л.Ф. Психологическая диагностика социализации дошкольника: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2015. – 75 с.
- Психология личности в Казанском университете: учебное пособие / кол. авторов. — Казань: Отечество, 2015. – 303 с.
- Школа Л.С. Выготского: международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов, посвященная юбилею Д. Б. Эльконина, 4-5 декабря 2014 года / науч. ред. Л.Ф. Баянова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2014. – 227 с.
- Баянова Л.Ф. Психологическая диагностика дошкольника в нормативной ситуации. — Казань, 2013. — 87 с.
- Баянова Л.Ф. Школа Л.С. Выготского как явление в отечественной психологии // Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Школа Л.С. Выготского», посвященная юбилею Л.И. Божович (с международным участием) (21-23 ноября) / под ред. Л.Ф. Баяновой. – Казань: Казан. ун-т, 2013. – С. 3-6.
- Баянова Л.Ф. Субъект и культура в истории российской психологии XX века. – Saarbrucken: Lambert Akademiс Publishing, 2011. – 272 с.
- Баянова Л.Ф. Феномен культуры в истории психологии. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 200 с.
- Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России: материалы Всероссийской науч.-практической конф. 21 апр. 2006 г., г. Бирск, Респ. Башкортостан / отв. ред. Баянова Л.Ф. – Бирск: БирГСПА, 2006. – 220 с.
- Баянова Л.Ф. Лекции по истории психологии: учебное пособие. – М.: УМО ВПО; Бирск: БирГСПА, 2005. – 136 с.
Награды:
- Почётная грамота КФУ (2014)
- Диплом фонда развития отечественного образования за лучшую научную книгу 2005 года (2006)
- Нагрудный знак Министерства Образования и науки РФ «За развитие научно-исследовательской работы студентов» (2004)
- Благодарственное письмо Министерства образования республики Башкортостан (2003)
- «VI Съезд Российского психологического общества и Всероссийский психологический форум», 5-7 октября 2017 года, Казань (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), лауреат
- «Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов (с международным участием) “Школа Л.С. Выготского”, посвященная юбилею Л.И. Божович», 21–23 ноября 2013 года, Казань (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2013 г.), номинант