18+
Выходит с 1995 года
23 декабря 2024

Кто есть кто

Лариса Фаритовна Баянова

Лариса Фаритовна Баянова

Казань, Москва

Доктор психологических наук, доцент.

Старший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.

Приглашенный профессор магистерской программы «Культурно-историческая психология и современные образовательные практики» Московского городского педагогического университета.

Член международного редакционного совета журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», член редколлегии журналов «Филология и культура. Philology and Culture», «Tatarika».

В 1989 г. окончила факультет педагогики и психологии Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина.

В 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль диалектических преобразований в обобщении младшего школьника», в 2010 г. - докторскую диссертацию на тему «Проблема взаимодействия субъекта и культуры в отечественной психологии XX века».

Заведовала кафедрой педагогической психологии Института психологии и образования, работала старшим научным сотрудником Научно-образовательного центра мультилингвальных и кросс-культурных исследований Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета. Руководила магистерской программой «Практическая психология в образовании» Института психологии и образования КФУ. Член диссертационного совета КФУ.

Работала в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО (ведущий научный сотрудник).

Научные интересы:

  • психология субъекта культуры в онтогенезе;
  • конструирование диагностических методик для выявления субъектных характеристик ребёнка в нормативной ситуации.

Л.Ф. Баяновой разработаны историко-методологические основания психологии взаимодействия субъекта и культуры; определён категориальный статус субъекта культуры в психологии; разработан диагностический инструментарий для определения психологических характеристик субъекта культуры на ранних этапах онтогенеза в дошкольном детстве.

Руководитель гранта РГНФ «Психологические механизмы взаимодействия дошкольника с правилом в нормативной ситуации» (2015-2017).

Читает курсы:

  • Диагностика психофизического развития ребенка
  • Корпоративная культура и профессиональная этика психолога образования
  • Культурно-историческая психология
  • Методика преподавания психологии
  • Научно-исследовательская работа
  • Общая психология
  • Педагогическая психология
  • Практикум по общей и экспериментальной психологии
  • Психология дошкольного возраста
  • Психолого-педагогическая практика
  • Современные теории психологии развития
  • Социальная психология
  • Теория детского развития

Основные публикации:

  • Баянова Л.Ф. Психология развития культурной конгруэнтности в образовательной среде: монография. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020. – 267 с.
  • Баянова Л.Ф., Шишова Е.О., Хайрутдинова М.Р. Практика в системе обучения магистров психологии по профилю «Практическая психология в образовании»: учебно-методическое пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020. – 309 с.
  • Школа Л.С. Выготского: материалы III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной юбилею А.Н. Леонтьева / науч. ред. Л.Ф. Баянова, Е.О. Шишкова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. – 276 с.
  • Баянова Л.Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2017. – 125 с.
  • Баянова Л.Ф. Методы психологической диагностики дошкольника в нормативной ситуации: методические указания. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2017. – 47 с.
  • Баянова Л.Ф. Психологическая диагностика социализации дошкольника: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2015. – 75 с.
  • Психология личности в Казанском университете: учебное пособие / кол. авторов. — Казань: Отечество, 2015. – 303 с.
  • Школа Л.С. Выготского: международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов, посвященная юбилею Д. Б. Эльконина, 4-5 декабря 2014 года / науч. ред. Л.Ф. Баянова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2014. – 227 с.
  • Баянова Л.Ф. Психологическая диагностика дошкольника в нормативной ситуации. — Казань, 2013. — 87 с.
  • Баянова Л.Ф. Школа Л.С. Выготского как явление в отечественной психологии // Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Школа Л.С. Выготского», посвященная юбилею Л.И. Божович (с международным участием) (21-23 ноября) / под ред. Л.Ф. Баяновой. – Казань: Казан. ун-т, 2013. – С. 3-6.
  • Баянова Л.Ф. Субъект и культура в истории российской психологии XX века. – Saarbrucken: Lambert Akademiс Publishing, 2011. – 272 с.
  • Баянова Л.Ф. Феномен культуры в истории психологии. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 200 с.
  • Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России: материалы Всероссийской науч.-практической конф. 21 апр. 2006 г., г. Бирск, Респ. Башкортостан / отв. ред. Баянова Л.Ф. – Бирск: БирГСПА, 2006. – 220 с.
  • Баянова Л.Ф. Лекции по истории психологии: учебное пособие. – М.: УМО ВПО; Бирск: БирГСПА, 2005. – 136 с.

Награды:

  • Почётная грамота КФУ (2014)
  • Диплом фонда развития отечественного образования за лучшую научную книгу 2005 года (2006)
  • Нагрудный знак Министерства Образования и науки РФ «За развитие научно-исследовательской работы студентов» (2004)
  • Благодарственное письмо Министерства образования республики Башкортостан (2003)
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»