«Я не буду жить вечно. Ума, чтобы это
понять, мне хватает. Дело не в том, как
долго я буду жить, вопрос только —
насколько красивой будет моя жизнь»
Из интервью певца Рэя Чарльза
Одним из важнейших условий комфортности жизни детей и подростков является семейное благополучие, наличие адекватных эмоциональных связей между родными, хорошая адаптация в среде сверстников. По мнению многих авторов семейная дисфункция и трудности интерперсонального общения являются ведущими причинами суицидального поведения в детском и подростковом возрасте (Амбрумова А.Г., 1983; Шипицына JI.M. с соавт., 2000; Каубиш В.К., 2000; Положий Б.С., Лазебник А.И., 2002; Donald V., Dower J., Lucke J., Raphael В., 2001; Guertin T., 2001; Donald Metal., 2001; Schwartz R.C., Cohen B.N., 2001, Flannery D.J., 2001).
Суицидальное поведение у детей и подростков имеет определенные отличия от аналогичного поведения взрослых. А. Е. Личко (1983) показал, что в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте - это «крик о помощи», демонстрация, иногда шантаж, и лишь в 10% случаев имеет место истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство).
В отличие от взрослых, картина пресуицидального состояния у несовершеннолетних не имеет монолитного, единого признака. Мозаичность, вариабельность, лабильность пресуицидального статуса создает особые затруднения в распознании угрозы самоубийства.
Неблагоприятные микросоциальные условия провоцировали отклонения в поведении, которые сначала носили характер адекватных реакций на тяжелую ситуацию и проявлялись в виде неспецифических возрастных реакций активного или пассивного протеста, отказа или имитации. Постепенно, в условиях той же микросреды, возникала склонность к повторению и закреплению этих реакций, то есть возникал этап аномально-личностного реагирования, отмечалось присоединение аффективных реакций.
В препубертатном периоде девиантные формы поведения (прогулы, пропуски уроков, курение, лживость) приводили к нарушению адаптации.
По данным ГНЦССП им. В.П. Сербского, мальчики совершают завершенные суициды в 4-5 раз чаще, чем девочки. В свою очередь, девочки в 3 раза чаще совершают суицидальные попытки.
Напряженность в межличностных отношениях в семье, учебном заведении, среди сверстников, а также с лицами противоположного пола приводили к возникновению конфликтных ситуаций. Стремление быстро избавиться от субъективно-сложных жизненных обстоятельств приводило подростков к шантажно-демонстративной суицидальной попытке. В ряде случаев наблюдались предшествующие однократные суицидальные попытки с аналогичным механизмом формирования. Отмечались высказывания окружающим о желании умереть, а также в ряде случаев совершались попытки на глазах других людей.
Можно отметить комплексное влияние различных воздействий. Проведенное нами исследование показывает преобладание неполной и деформированной семьи у обследованного контингента (65%). Гармоничный стиль воспитания наблюдался в среднем в 20% случаев. Преобладают аномальные типы воспитания и среди них такие, как: гипоопека (30%), гиперопека (10%) и воспитание в противоречивых условиях (12%).
Относительно благополучные условия микросоциума в целом в исследованиях встречались у 33% детей и подростков. В 60% случаев характеристиками жизни обследованных детей и подростков являлись такие неблагоприятные условия жизни, как алкоголизация родителей, атмосфера частых семейных скандалов и материальные трудности, а также их сочетания. Семейные скандалы, пьянство родителей и трудное материальное положение сочетались в семьях детей и подростков с формирующимися у них психопатиями, патохарактерологическими расстройствами и расстройствами поведения органической этиологии (52%).
Основной разновидностью суицидогенного конфликта явилась неблагополучная семейная ситуация (55,0%). В большинстве случаев эта причина была главной, в остальных же она служила фоном, на котором другие причины приобретали особую значимость и становились суицидогенными.
Обобщая данные о роли конституционально-биологического фактора можно отметить, что в целом среди детей и подростков, совершивших суицидальную попытку, достоверно преобладали лица женского пола.
Отмечаются высокие показатели наследственной отягощенности по алкоголизму и аномальным личностным чертам.
Обобщая воздействие и вклад социально-психологического фактора, можно сделать вывод, что имела место совокупность неблагоприятно действовавших микросоциальных условий, таких как деформированное микросоциальное окружение, аномальные типы воспитания, атмосфера семейных скандалов, пьянство родителей и материальные затруднения в семье, которые способствовали формированию пограничных расстройств, определяли причину реализации суицидальной попытки у обследованного контингента пациентов. Каждая выделенная клиническая группа характеризовалась определенной предпочтительностью психогенных факторов микросоциального окружения и связанными с ними мотивационными установками.
Из различных составляющих конституционально-биологического фактора на формирование пограничных нервно-психических расстройств и реализацию суицидальной попытки у детей и подростков оказывали наибольшее влияние женский пол, пубертатный возраст, аномальные личностные черты и алкоголизм у близких родственников, а также акцентуированные черты личности в преморбиде у самих детей и подростков, представленные в большинстве случаев истерическим личностным радикалом.
Список литературы
- Амбрумова А.Г Личностные психологические и психопатологические факторы суицида //Акт. вопросы соц. психиатрии и пограничных нервно-психических расстройств. -М., 1985. -С. 93-95.
- Амбрумова А.Г. О некоторых особенностях суицидального поведения у детей и подростков // Ж. неврол. и психиатрии. -1983. -Т. 83. Вып. 10.- С. 1544-1547.
- Личко А.Е Лечение и профилактика патологических нарушений поведения у подростков //Съезд психиатров соц. стран. -М., 1987. -С. 367-371.
- Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Стеценко Н. В. Мотивы суицидального поведения у подростков //Российский психиатрический журнал. - 2000. -Вып. 5. - С. 40-44.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать