16+
Выходит с 1995 года
19 мая 2024
Граница между психологом-человеком и психологом-профессионалом: результаты опроса в Узбекистане

Редакцией «Психологической газеты» был проведен опрос в период с 15 по 31 марта 2024 года на сайте «Психологической газеты» среди заинтересованных читателей.

Психологи Узбекистана провели аналогичный опрос на базе Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Ташкенте.

Количество полученных ответов: всего зафиксировано 123 ответа.

Выборка: 30% студенты старших курсов и магистранты, 30% преподаватели, 40% — выпускники филиала МГУ.

Авторы: Рузибаев Джахонгир Баходырджанович, заместитель декана факультета психологии Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Ташкенте, Курбанова Нигора Казимжановна, магистрант Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Ташкенте.

Руководитель: Базаров Тахир Юсупович

Список вопросов:

  1. Есть ли граница между психологом-человеком и психологом-профессионалом?
  2. Психологу важно иметь профессиональные знания и навыки, а что кроме? (можно выбрать несколько вариантов)
  3. Наличие твердой позиции — жизненной, ценностной, политической, гражданской и др. — помогает или мешает психологу?
  4. В обыденной жизни люди часто делят окружающих по принципу «свой — чужой». А психологи?
  5. Существуют ли для психолога понятия «друг» и «враг»?
  6. Может ли психолог оказывать помощь человеку, которого он считает своим врагом?
  7. Может ли психолог оказывать помощь человеку, которого он считает своим другом?
  8. Пожалуйста, прокомментируйте свои ответы на вопросы о друзьях и врагах. Почему Вы так думаете?
  9. Может ли психолог быть беспристрастным посредником между враждующими группами людей?
  10. Согласно Этическому кодексу Российского психологического общества, «психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований». Какие, на Ваш взгляд, существуют ограничения толерантности психолога?

​Описание полученных ответов

На первый вопрос «О границе между психологом-человеком и психологом профессионалом» ответили 123 респондента: 93% опрошенных убеждены, что эта граница есть; 1% утверждают, что границы нет; затруднились ответить на вопрос 6%.

На второй вопрос «Психологу важно иметь профессиональные знания и навыки, а что кроме?» были предложены варианты ответа — респонденты могли выбрать из имеющихся несколько вариантов, также могли добавить свой вариант ответа. Ответили на второй вопрос 123 пользователя.

Из предложенных вариантов наибольшее число пользователей (87%) выбрали ответ «Эмоциональная зрелость и эмпатичность». Далее в рейтинге ответов идут, соответственно, «Обширный общекультурный уровень» (72%) и «Устойчивая и непротиворечивая система ценностей» (39%). Ответ «Здоровые семейные отношения» отметили 28% респондентов. Наименее популярными ответами оказались: «Сформированная гражданская позиция» (17%) и «Ясные политические взгляды» (10%).

На третий вопрос «Наличие твердой позиции — жизненной, ценностной, политической, гражданской и др. — помогает или мешает психологу?» ответили 123 респондента. 29% убеждены, что наличие твердой позиции помогает психологу. В обратном уверены 19% респондентов — по их мнению, твердая позиция психологу мешает. При этом 33% опрошенных считают, что наличие твердой позиции не имеет никакого значения для психолога, а 19% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.

Четвертый вопрос: «В обыденной жизни люди часто делят окружающих по принципу «свой — чужой». А психологи?». Ответы на него респонденты давали по шкале от 1 по 10, где:

  • 1 — «Психолог обязательно должен делить коллег, клиентов, студентов, респондентов по принципу «свой — чужой», чтобы ясно демонстрировать свою позицию»;
  • 10 — «Психолог не имеет права делить коллег, клиентов, студентов, респондентов по принципу «свой — чужой», он должен быть одинаково расположен ко всем людям».

На четвертый вопрос получено 123 ответа. 24% респондентов выбрали 10-е деление шкалы; 7% — 9-е деление; 13% выбрали 8-е деление, что в сумме составляет 44%.

Пятый, шестой и седьмой вопросы, касающиеся представлений о друге и враге, поделили аудиторию респондентов примерно поровну.

  • Вопрос 5. Существуют ли для психолога понятия «друг» и «враг»?
    Получено 123 ответа: 53% респондентов утверждают, что для психолога не существует понятий «друг» и «враг»; обратное утверждают 27%; при этом 20% затрудняются ответить.
  • Вопрос 6. Может ли психолог оказывать помощь человеку, которого он считает своим врагом?
    Получено 123 ответа: 46% опрошенных убеждены, что психолог не может оказывать помощь врагу; противоположного мнения придерживаются 37%; еще 17% затрудняются ответить.
     
  • Вопрос 7. Может ли психолог оказывать помощь человеку, которого он считает своим другом?
    Получено 123 ответа: почти половина респондентов — 64% — выбрали отрицательный ответ, по их мнению, психолог не может оказывать помощь другу; противоположный положительный ответ выбрали 25% опрошенных; еще 11% затрудняются ответить.

В восьмом вопросе респондентам было предложено пояснить свой выбор ответов на предыдущие три вопроса о друзьях и врагах: «Пожалуйста, прокомментируйте свои ответы на вопросы о друзьях и врагах. Почему Вы так думаете?»

Нами был проведен контент-анализ ответов на открытый вопрос 8. Всего было обработано 123 ответа. Среди них мы выделили 123 утверждений, которые мы разделили на 7 групп:

  1. «Друг — да» — психолог может работать с другом
  2. «Друг — нет» — психолог не может работать с другом
  3. «Враг — да» — психолог может работать с врагом
  4. «Враг — нет» — психолог не может работать с врагом
  5. «Не должно быть предубеждений и предвзятости»
  6. «Не имеет значения, важна профессиональная позиция»
  7. «Делать этого не стоит»

Утверждения, не относящиеся к теме опроса, при анализе мы не учитывали.

В ходе анализа мы получили данные:

На девятый вопрос «Может ли психолог быть беспристрастным посредником между враждующими группами людей?» были предложены два варианта ответа — респонденты могли выбрать, а также могли добавить свой вариант. Ответили на девятый вопрос 123 пользователя.

Из предложенных вариантов наибольшее число пользователей (70%) выбрали ответ «Да, беспристрастность посредника — главное условие успеха в деле примирения». Альтернативный ответ «Нет, в работе посредника важна вовлеченность и сочувствие всем сторонам конфликта» выбрали 30% респондентов.

Десятый вопрос был сформулирован так: «Согласно Этическому кодексу Российского психологического общества, “психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований”. Какие, на Ваш взгляд, существуют ограничения толерантности психолога?»

Получено 123 ответа.

Ответы сгруппированы посредством контент-анализа.

Наибольшая группа ответов — 25% — объединяет высказывание «Никаких». Следующая по величине — 22% — объединяет высказанные идеи о границах толерантности под общим названием «Внутренние ценности и убеждения психолога». Такая же по величине группа — 22% — содержит сообщения об ограничениях толерантности, связанных с соблюдением законов и этического кодекса. 13% ответов вошли в группу «Тяжелые нарушения психики клиента, угроза личной безопасности». По 8% ответов вошли в 2 разные по значению группы: «Экстремизм, фашизм, тяжкие преступления, педофилия» и «Затрудняются ответить». Остальные 2% сгруппированы под заголовком «Толерантность — это миф».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»