Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2013 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Использование техник фототерапии в работе с глухими детьми» (образовательная программа)

Авторы:

  • Татаринцева Альбина Юрьевна

    кандидат психологических наук, декан психолого-педагогического факультета, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, Воронежский государственный педагогический университет (Воронеж)

  • Шевцова Галина Геннадиевна

    психолог, Бюджетное учреждение Воронежской области «Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями “Парус надежды”» (Воронеж)

Актуальность и значимость программы

Для глухих и слабослышащих детей важна успешная социальная адаптация. Процесс творчества представляет собой мощный психологический инструмент, позволяющей в игровой форме конструировать не только продуктивную модель поведения, но и развивать необходимые качества личности.

В данной программе для развития творческих способностей и навыков продуктивного взаимодействия использовались техники одного из новейших направлений арт-терапии – фототерапии.

Научная и практическая значимость: у глухих и слабослышащих детей аудиальный канал познания мира отсутствует или практически отсутствует, и фототерапия в этом ключе является одним из наиболее подходящих методов для данных детей. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют детям с ограниченными возможностями более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора.

Содержание образовательной программы

Цель образовательной программы: развитие творческих способностей и навыков продуктивного взаимодействия у глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста с использование техник фототерапии.

Сроки реализации образовательной программы:

  1. Информирование целевой аудитории проекта проведено в сентябре 2013 года (включало  проведение родительского собрания для родителей младших классов, проведение мастер-классов с элементами техник фототерапии).
  2. Составление рабочей группы детей проведено в октябре 2013 года. Включало комплектацию группы в составе 6 детей 4ого «В» класса, (2 мальчика, 4 девочки) с основным диагнозом двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени  F-83 (у некоторых детей были сопутствующие заболевания: ДЦП, ЗПР). Для коммуникативного взаимодействия использовались дактильный алфавит и жестовая речь.
  3. Реализация образовательной программы (ноябрь 2013 – декабрь 2013).

Программа занятий была рассчитана на проведение 14 занятий, по 2 занятия в неделю, продолжительностью около часа, в течение всей второй учебной четверти.

Краткий обзор образовательной программы по занятиям:

1. Знакомство с группой детей. Первичная диагностика.

  1. Игра «Клубочек».
  2. Первичная диагностика:
    • методика «Лесенка» (в модификации В.Г. Щур);
    • проективная методика «Человек под дождем».
  3. Обсуждение правил занятий (составление их вместе с детьми).

2. Занятие с использованием личных фотодокументов ребенка.

  1. Упражнение «Любимый герой».
  2. Психологическая работа с принесенной фотографией.
  3. Упражнение на релаксацию «Лимон».

3. Занятие, направленное на отслеживание эмоционального состояния с помощью техник фототерапии.

  1. Упражнение «Цветная эмоция».
  2. Психологическая работа с предложенным набором фотографий (авторский набор фотографий), направленная на отслеживание актуального эмоционального состояния детей.

4. Занятие с выбором фотоиллюстраций к карточкам.

  1. Упражнение  «Передай сигнал».
  2. Просматривание карточек из набора «Мастер сказок» (весна, лето, осень, зима) (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) и индивидуальное сопоставление фотографий к временам года. Обсуждение выполненного.

5. Занятие, направленное на преобразование негативных переживаний.

  1. Упражнение «Хорошо или плохо».
  2. Создание преобразующих фоторамок для выбранных негативных фотографий, с последующим обсуждением полученных работ.

6. Занятие, направленное на снижение психоэмоционального напряжения.

  1. Игра «Привет».
  2. Создание «защитного амулета» из предложенных материалов.

7. Занятие, направленное на создание фотографий с изображением «защитного амулета».

  1. Упражнение «Руки друга».
  2. Фотографирование «защитного амулета» и обсуждение полученных работ.

8. Занятие с использованием визуально-нарративного подхода на основе фотографии.

  1. Игра «Шаг вперед».
  2. Создание краткого повествовательного рассказа о «защитном амулете».

9. Занятие с использованием техники «коллаж».

  1. Игра «Водоворот».
  2. Прослушивание сказки «Верить и стараться» О.В. Хухлаевой  с последующим обсуждением.
  3. Создание коллажа на тему «Что мне помогает справляться с переживаниями».

10. Фотографирование «Мое Я».

  1. Упражнение «Пообщаться руками».
  2. Создание портретов и автопортретов.
  3. Обсуждение полученных снимков.

11. Создание коллажа из полученных на прошлом занятии фотографий.

  1. Упражнение «Море».
  2. Создание коллажа из полученных на прошлом занятии фотографий.
  3. Обсуждение полученных работ.

12. Фотографирование природы в контексте своего эмоционального состояния.

  1. Упражнение «Зажимы по кругу».
  2. Фотографирование природы на прогулке.
  3. Просмотр и обсуждение полученных работ.

13. Создание коллажа на тему «Все возможно».

  1. Комплекс дыхательной гимнастики.
  2. Создание коллажа на тему «Все возможно».
  3. Просмотр и обсуждение полученных работ и предложенной темы.

14. Заключительное занятие. Повторная диагностика.

  1. Повторная диагностика
    • методика «Лесенка» (в модификации В.Г. Щур);
    • проективная методика «Человек под дождем».
  2. Общее фотографирование.

Каждое занятие заканчивалось  придуманным вместе с детьми «ритуалом прощания».

Результаты и выводы

В результате реализации данной образовательной программы мы получили следующие выводы.

  1. Самооценивание детей по параметру «Здоровье» повысилось на 16,7% (по среднему замеру класса). Завышенных показателей не выявлено.
  2. Самооценивание детей по параметру «Счастье» повысилось на 16,7% (по среднему замеру класса). Завышенных показателей не выявлено.
  3. Самооценивание детей по параметру «Характер» повысилось на 33,4% (у некоторых детей самооценивание по данному параметру повысилось с заниженного до адекватного уровня).
  4. Самооценивание детей по параметру «Самостоятельная способность справляться с трудностями» повысилось на 33,4% (у некоторых детей самооценивание по данному параметру повысилось с заниженного до адекватного уровня).
  5. Рисунки детей при анализе показали, что у 33,4% детей явно изменился способ преодоления неблагоприятных ситуаций, от защитного фантазирования или убегания от проблем к самостоятельному ее решению.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе