«Использование техник фототерапии в работе с глухими детьми» (образовательная программа)
Актуальность и значимость программы
Для глухих и слабослышащих детей важна успешная социальная адаптация. Процесс творчества представляет собой мощный психологический инструмент, позволяющей в игровой форме конструировать не только продуктивную модель поведения, но и развивать необходимые качества личности.
В данной программе для развития творческих способностей и навыков продуктивного взаимодействия использовались техники одного из новейших направлений арт-терапии – фототерапии.
Научная и практическая значимость: у глухих и слабослышащих детей аудиальный канал познания мира отсутствует или практически отсутствует, и фототерапия в этом ключе является одним из наиболее подходящих методов для данных детей. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют детям с ограниченными возможностями более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора.
Содержание образовательной программы
Цель образовательной программы: развитие творческих способностей и навыков продуктивного взаимодействия у глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста с использование техник фототерапии.
Сроки реализации образовательной программы:
- Информирование целевой аудитории проекта проведено в сентябре 2013 года (включало проведение родительского собрания для родителей младших классов, проведение мастер-классов с элементами техник фототерапии).
- Составление рабочей группы детей проведено в октябре 2013 года. Включало комплектацию группы в составе 6 детей 4ого «В» класса, (2 мальчика, 4 девочки) с основным диагнозом двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени F-83 (у некоторых детей были сопутствующие заболевания: ДЦП, ЗПР). Для коммуникативного взаимодействия использовались дактильный алфавит и жестовая речь.
- Реализация образовательной программы (ноябрь 2013 – декабрь 2013).
Программа занятий была рассчитана на проведение 14 занятий, по 2 занятия в неделю, продолжительностью около часа, в течение всей второй учебной четверти.
Краткий обзор образовательной программы по занятиям:
1. Знакомство с группой детей. Первичная диагностика.
- Игра «Клубочек».
-
Первичная диагностика:
- методика «Лесенка» (в модификации В.Г. Щур);
- проективная методика «Человек под дождем».
- Обсуждение правил занятий (составление их вместе с детьми).
2. Занятие с использованием личных фотодокументов ребенка.
- Упражнение «Любимый герой».
- Психологическая работа с принесенной фотографией.
- Упражнение на релаксацию «Лимон».
3. Занятие, направленное на отслеживание эмоционального состояния с помощью техник фототерапии.
- Упражнение «Цветная эмоция».
- Психологическая работа с предложенным набором фотографий (авторский набор фотографий), направленная на отслеживание актуального эмоционального состояния детей.
4. Занятие с выбором фотоиллюстраций к карточкам.
- Упражнение «Передай сигнал».
- Просматривание карточек из набора «Мастер сказок» (весна, лето, осень, зима) (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) и индивидуальное сопоставление фотографий к временам года. Обсуждение выполненного.
5. Занятие, направленное на преобразование негативных переживаний.
- Упражнение «Хорошо или плохо».
- Создание преобразующих фоторамок для выбранных негативных фотографий, с последующим обсуждением полученных работ.
6. Занятие, направленное на снижение психоэмоционального напряжения.
- Игра «Привет».
- Создание «защитного амулета» из предложенных материалов.
7. Занятие, направленное на создание фотографий с изображением «защитного амулета».
- Упражнение «Руки друга».
- Фотографирование «защитного амулета» и обсуждение полученных работ.
8. Занятие с использованием визуально-нарративного подхода на основе фотографии.
- Игра «Шаг вперед».
- Создание краткого повествовательного рассказа о «защитном амулете».
9. Занятие с использованием техники «коллаж».
- Игра «Водоворот».
- Прослушивание сказки «Верить и стараться» О.В. Хухлаевой с последующим обсуждением.
- Создание коллажа на тему «Что мне помогает справляться с переживаниями».
10. Фотографирование «Мое Я».
- Упражнение «Пообщаться руками».
- Создание портретов и автопортретов.
- Обсуждение полученных снимков.
11. Создание коллажа из полученных на прошлом занятии фотографий.
- Упражнение «Море».
- Создание коллажа из полученных на прошлом занятии фотографий.
- Обсуждение полученных работ.
12. Фотографирование природы в контексте своего эмоционального состояния.
- Упражнение «Зажимы по кругу».
- Фотографирование природы на прогулке.
- Просмотр и обсуждение полученных работ.
13. Создание коллажа на тему «Все возможно».
- Комплекс дыхательной гимнастики.
- Создание коллажа на тему «Все возможно».
- Просмотр и обсуждение полученных работ и предложенной темы.
14. Заключительное занятие. Повторная диагностика.
-
Повторная диагностика
- методика «Лесенка» (в модификации В.Г. Щур);
- проективная методика «Человек под дождем».
- Общее фотографирование.
Каждое занятие заканчивалось придуманным вместе с детьми «ритуалом прощания».
Результаты и выводы
В результате реализации данной образовательной программы мы получили следующие выводы.
- Самооценивание детей по параметру «Здоровье» повысилось на 16,7% (по среднему замеру класса). Завышенных показателей не выявлено.
- Самооценивание детей по параметру «Счастье» повысилось на 16,7% (по среднему замеру класса). Завышенных показателей не выявлено.
- Самооценивание детей по параметру «Характер» повысилось на 33,4% (у некоторых детей самооценивание по данному параметру повысилось с заниженного до адекватного уровня).
- Самооценивание детей по параметру «Самостоятельная способность справляться с трудностями» повысилось на 33,4% (у некоторых детей самооценивание по данному параметру повысилось с заниженного до адекватного уровня).
- Рисунки детей при анализе показали, что у 33,4% детей явно изменился способ преодоления неблагоприятных ситуаций, от защитного фантазирования или убегания от проблем к самостоятельному ее решению.