Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психологическое сопровождение развития гражданско-правовой компетентности в школе» (образовательная программа)


Автор:

Актуальность, научная и практическая значимость

В последние годы правительство РФ подчеркивает роль школы в гражданском воспитании детей.  Содержание обучения гражданскому праву в школе реализуется в виде модуля (части) Государственного стандарта знаний образовательной области «Обществознание». Введён институт уполномоченного по правам ребенка, проводятся дни школьного самоуправления. Интернет-технологии позволяют получить общественный резонанс на ситуации в сфере образования. В разных российских школах функционирует Управляющий совет. Введена должность тьютора, способствующая развертыванию индивидуализации обучающегося субъекта.

Несмотря на позитивные моменты, в настоящее время существует противоречие между потребностью общества в воспитании гражданственности и отсутствием государственной системы такого воспитания.

Научная значимость программы заключается в психологическом анализе механизмов конструирования правовых представлений в ходе школьного обучения. Исходя из теоретического анализа работ С.Л.Рубинштейна, В.Д.Балина, С.Московичи и др. авторов, описывающих формирование представлений; результатов практического исследования автора программы, мы смогли констатировать, что в содержании представлений о правах и обязанностях в российской школе существуют следующие особенности:

  • во-первых, в правовых представлениях субъектов школьного образования (работников образования, детей, родителей и общественности) преобладают отрицательный эмоциональный фон и пассивность, в основе которых лежит ментальный правовой нигилизм — результат идеологии советских времен и жестких рыночных отношений последних десятилетий;
  • во-вторых, когнитивный компонент правовых представлений связан с  путаницей смысла самих понятий  «Школьного самоуправления» и «Управляющего совета»; 

Практическая значимость заключается в отработке через внедрение программы у субъектов образования следующих компетентностей:

  • прояснение представлений о роли гражданской общественности через функции общественных школьных управляющих — представителей нового в России института гражданского участия в управлении образованием;
  • прояснение представлений о связи между функционированием самоуправления школы вообще (взрослый коллектив) и классного самоуправления (детский коллектив);
  • прояснение представлений о функциональной роли обучающихся в структуре детского самоуправления классным и школьным коллективом;
  • прояснение представлений о роли классного руководителя в вузовском и поствузовском образовании, как одной из ключевых фигур в работе по формированию и сплочению детского коллектива, в котором складываются социальные предпосылки развития внутренней гражданской позиции развивающейся личности ребенка.

Таким образом, с помощью программы можно отработать систему психологической поддержки развития гражданско-правовой  компетентности в школе.

Основное содержание работы (этапы)

Этапы программы реализуются в функциональных модулях, нацеленных на определенные группы участников:

I модуль (72 часа).

Целевая группа: руководящие кадры и классные руководители психологи.

Цель: повышение профессиональной квалификации работников образования (представителей школьной администрации и классных руководителей) в области гражданско-правовой компетентности через психологическое просвещение. Привлечение педагогических кадров к созданию среды в духе гражданско-правовых ценностных ориентаций.

II модуль (16 часов)

Целевая группа: родители и общественность.

Цель: развитие представлений о правах и обязанностях в школе. Привлечение родителей и общественности к управлению школой через применение психологических и тьюторских технологий. Создание заинтересованности в решении вопросов школьной жизни.

III модуль (16 часов)

Целевая группа: учащиеся 7-9 и 10-11 классов.

Цель: развитие представлений о правах и обязанностях в школе (гражданско-правовой компетентности). Привлечение детей к Школьному самоуправлению.

Программа составляет 107 страниц печатного текста с подробным описанием каждого модуля, с тематическим планированием, списком литературы, приложениями и рабочими материалами, кроме этого прилагается электронный ресурс.

Результаты, выводы

Программа «Психология развития гражданско-правовой компетентности в школе» успешно апробирована в МОУ «СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Петрозаводска:

  • I модуль — с 11 марта по 20 марта 2013 г.;
  • II модуль — с 14 октября по 19 октября 2013 г.;
  • III модуль — с 11 ноября по 16 ноября 2013 г.

В результате освоения/апробации программы, у всех субъектов образовательного процесса (детей – 58 чел., учителей – 25 чел., родителей – 26 чел., администрации школы – 5 чел.) прояснились и расширились представления о правах и обязанностях в школе (см. рис. в  приложении):

В содержании программы учитывались результаты, полученные лично автором программы в ходе эмпирического исследования представлений о правах и обязанностях субъектов образовательного процесса в школе. Основные идеи программы нашли свое отражение в  публикациях автора.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su