«Одарённость детей: психолого-педагогический аспект» (учебно-методическое пособие)
В учебно-методическом пособии проанализирован целый ряд вопросов, касающихся особенностей и проявлений одарённых детей. Представлены основные положения, подходы, принципы, модели, критерии и виды феномена одарённости. Материал пособия освещает основные проблемы одарённости детей в условиях современного образования. Основное внимание уделяется дошкольному и младшему школьному возрасту одарённых детей. Автор обращает внимание на психолого-педагогическую помощь одарённым детям в условиях современного образования, преодоления бытийных стереотипов о том, что одарённый ребёнок сам найдёт свою дорогу в учёбе, в профессии, в обществе.
В последнее время проблемы, связанные с одарённостью детей, активно обсуждаются на страницах периодической печати, в монографиях и на симпозиумах. Интерес к данному феномену обусловлен фундаментальной значимостью этой категории, от концептуального осмысления которой ожидается решение многих ключевых проблем психологии и педагогики образования, да и других наук. Но, несмотря на то, что исследование одарённости детей имеет уже многолетнюю историю, прежде всего, психолого-педагогическую, нет единства не только в определении понятия «одарённость», нет и единой теории одарённости детей, которая бы имела целостное представление их одарённости. На наш взгляд, несмотря на пристальное и длительное рассмотрение феномена одарённости, недостаточно изучена сама сущность одарённости, подходы к диагностике, целенаправленному процессу формирования и развития одарённости личности различного возраста и пола.
Мы ставим своей задачей обратить внимание родителей, воспитателей, педагогов на проблему одарённости детей, рассмотреть наиболее известные концепции одаренности, функционирующие в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии, знать наиболее интересные, широко признанные модели одарённости, видеть в одарённом ребёнке не «кару божью», а «дар божий», уметь выделять признаки одарённости, понимать сущность и природу одарённости. Мы предлагаем собственный взгляд на теоретические и практические положения одарённости детей, которые широко приняты в научной и прикладной образовательной среде. Следует сразу определиться, что предметом нашего теоретического анализа и практической диагностики будет ментальная (умственная) одарённость, которая имеет достаточно много синонимов: познавательные способности, умственные способности, интеллектуальные способности, творческие способности, креативность, творческая одарённость, общие способности, специальные способности, талант, гениальность. С этими понятиями и широкой синонимичностью нужно определиться. Для педагогической общественности наиболее важными проблемами являются не столько научно-экспериментальные исследования одаренности, сколько способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии экономики, науки, культуры и социальной жизни завтра. Общеизвестно, что в современных условиях интеллектуальный и творческий ресурс населения того или иного общества – наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, информационно-технологическим – является важнейшей базой его прогрессивного развития. Рациональное использование интеллектуальных и творческих ресурсов позволило некоторым странам (Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.) в течение нескольких лет сделать рывок в экономическом и социальном развитии государства.
Проблема диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию является одним из ключевых направлений реализации инициативы «Наша новая школа». Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.
В учебно-методическом пособии в первой главе «Теоретические аспекты одаренности» представлена информация по следующим параграфам:
- Cсоотношение функциональных категорий «способности» и «одаренность»
- Проявления одаренности детей
- Теоретические модели одарённости
- Критерии и виды одаренности
- Возрастные особенности одаренности
- Кризисы детской одаренности
- Трудности в диагностике одарённости
- Одарённые дети – группа риска
- Психическая нагрузка и здоровье в процессе развития познавательной активности и творческого мышления
Во второй главе «Практические аспекты одаренности» представлены параграфы:
- Педагогическая работа с одаренными детьми
- Психолого-педагогическая подготовка педагогов для работы с одаренными детьми
- Организация и формы обучения одарённых детей
- Инновационные подходы к технологии обучения одарённых детей
- Психолого-педагогические исследования одарённых детей
- Методы диагностики одарённых детей
Книга рассчитана на широкий круг специалистов, педагогов, педагогических психологов, управленцев в области образования, аспирантов, студентов.
- Статья «Психическая нагрузка и одарённые дети» в «Психологической газете»
- Статья «Школьный психолог может помочь ребенку пережить кризис» в «Психологической газете»