«Семейный круг» (комплексная программа социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка)
Программа разработана на базе ГКУ СРЦН «Надежда» Советского района г. Н.Новгорода.
Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности благодаря особой психологической атмосфере любви, заботы, уважения и поддержки.
В соответствии с Конституцией РФ семья находится под защитой государства.
Неправильное понимание задач семьи при малейших трудностях делает людей беспомощными в решении семейных проблем и ставит семью на грани риска. Члены таких семей, как правило, не осознают сути проблемы и обращаются за материальной помощью вплоть до помещения ребенка в стационар государственного учреждения, что, по сути, является скрытым отказом от ребенка и неизбежно разрушает всю семью.
Мониторинг обращений в СРЦН за последние 10 лет показывает, что если положительные изменения в семье не происходят за первые шесть месяцев пребывания ребенка в стационаре, семья становится «вечным клиентом» СРЦН, родители приводят в стационар каждого последующего подрастающего ребенка, перекладывая ответственность за воспитание своих детей на государство.
Традиционные формы работы с семьей приводят к изоляции проблем семьи, а главное, у детей формируется неправильное представление о роли родителей, и вообще взрослых в обществе. В результате семейное неблагополучие переходит из поколения в поколение. И круг замыкается.
Новизна программы заключается в целостном взгляде на семью как социальную систему и пошаговой отработке проблем каждого элемента этой системы. Программа представляет собой комплексный подход к решению проблем семьи с опорой на ресурсы детей, родителей и социального окружения.
Авторами разработана форма Индивидуальной карты семьи и рабочая тетрадь для детей «Книга жизни».
Цели и задачи
Цель – профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей через активизацию потенциала семьи и социального окружения ребенка в трудной жизненной ситуации.
Программа рассчитана на работу со следующими категориями семей:
- неполные;
- многодетные;
- семьи молодых родителей;
- конфликтные;
- замещающие.
Вне зависимости от источника запроса на работу, если ребенок включается в реабилитационную программу, работа строится со всей семейной системой.
Программа предусматривает работу специалистов разного профиля. В программе принимают участие волонтеры (НРОО «Детский проект» и СПО «Вертикаль»), которые выполняют функцию поддерживающей социальной сети для семьи и ребенка и отчасти компенсируют отрицательную реакцию общества на такие семьи. Прежде чем допустить добровольцев к работе с семьями или детьми, проводится специальная подготовка волонтеров к работе с детьми-сиротами и семьями в трудной жизненной ситуации в рамках программы «Планета друзей».
Задачи программы:
- Создание условий для осознания и видения своей проблемы каждым членом семьи.
- Формирование положительной привязанности между родителем и ребенком. Обучение адекватным способам самовыражения.
- Оптимизация ролевых отношений в семье.
- Адаптация семьи к условиям микро- и макросоциума. Восстановление и расширение положительных социальных связей семьи.
- Повышение педагогической компетентности родителей.
Ожидаемые результаты программы:
- интеграция ребенка в родную семью или экологичный переход в замещающую семью;
- принятие и распределение родителями ответственности за семью и ребенка;
- интеграция семьи в социум.
При разработке программы мы исходили из того, что семья имеет свою динамику и по мере происходящих изменений в семье появляются новые трудности. Программа направлена на снижение рисков и повышение ресурсности семьи для самостоятельного решения возникающих проблем.
Структура программы
Программа включает в себя три основных компонента:
- диагностический;
- реабилитационный;
- сопровождение семьи.
Профилактическая работа в рамках нашей программы вплетена в сопровождение семьи.
В работе выделяются четыре направления:
- реабилитация ребенка;
- работа с родителями;
- восстановление семейной системы;
- работа с социальным окружением семьи, «страхование рисков».
По каждому из этих направлений работа включает в себя следующие аспекты:
- мотивационный;
- работа с травмой (с проблемой) на кризисном уровне;
- эмоционально-личностный (эмпатийный);
- коммуникативный;
- рефлексивный – осознавание и оценка своей проблемы и происходящих изменений.
Поскольку в своей работе мы, в первую очередь, исходим из интересов ребенка, диагностический материал в большей степени ориентирован на ребенка, но отражает его место, эмоциональный комфорт и различные аспекты взаимоотношений в семье.
Диагностика включает в себя:
- Карту социальных контактов ребенка;
- тест «Рисунок семьи»;
- Детскую проективную методику Рене Жиля.
Диагностика родителей проводится в рамках консультирования и не предполагает специальных тестов и срезов.
Алгоритм работы с семьей.
Одним из важных ресурсов является осознание и понимание семьей своих проблем, из-за которых они оказались в трудной жизненной ситуации. Работа по прояснению проблемы является ключевым моментом в алгоритме помощи семье и ребенку.
- Обращение семьи или приглашение специалистами. Прояснение проблемы. Формулировка запроса (проводится специалистом совместно с семьей).
- Построение краткосрочной программы помощи семье (на 3 месяца) и распределение ответственности между специалистами и родителями. Оформляется в виде индивидуальной программы социальной реабилитации семьи и ребенка (ИПСР).
- Психологическая и социальная реабилитация.
- Оценка произошедших изменений (проводится совместно семьей и ведущим специалистом). Если проведенная работа оказалась недостаточной или неуспешной, составляется новая ИПСР.
- Возвращение в среду – представляет собой супервизию деятельности членов семьи. Если в семье повторяются те же трудности, с которыми проводилась работа на предыдущих этапах, необходимо искать дополнительный ресурс – родственная опека или поддержка со стороны других социальных институтов: школы и т.п.
- Патронаж и сопровождение семьи.
Если семье трижды предлагалась ИПСР, и она не дала положительных результатов, собирается материал на лишение родителей родительских прав.
Формы работы:
- консультирование родителей;
- социально-психологический тренинг;
- групповые занятия для детей;
- организация групп поддержки с участием волонтеров;
- проведение сетевых встреч;
- тематические мероприятия и творческие мастерские;
- выездные мероприятия.
Методы работы с семьей и ребенком:
- сеть социальных контактов;
- психологическое консультирование;
- заполнение «Книги жизни»;
- игры Г.Хорна «Лепешка» и «Для всей семьи»;
- организация работы в паре «родитель-ребенок» (по Ш.Айберг);
- ролевые игры и расстановки;
- совместный рисунок.
Важно отметить, что семья – живая, саморазвивающаяся структура. Социальная работа будет успешной и эффективной, когда инициатором изменений становится семья. Не стоит проводить резкой черты, разделяя семьи на благополучные и неблагополучные. Важно совмещать профессиональное отношение к решаемой проблеме и уважительное отношение к членам семьи, верить в потенциал семьи и успех планируемой совместной работы.