Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа подготовки волонтеров к работе с детьми-сиротами и семьями в трудной жизненной ситуации “Планета друзей”» (психолого-педагогическая программа)


Автор:

Взаимодействие НКО и государственных учреждений за последние годы стало актуальной проблемой, которая обсуждается и министерствами, и общественными организациями. И действительно, имея общую целевую аудиторию и работая на одних и тех же благополучателей, рационально интегрировать усилия. Включение волонтеров в работу актуально и для оптимизации реабилитационных программ, и для социализации воспитанников закрытых учреждений.

Однако волонтеры, приходящие в учреждение, как правило, не имеют педагогического образования и четкого представления о специфике учреждения. Люди не осознают, что их приход для ребенка – стресс, и еще больший стресс – их уход, не отдают себе отчета в тех изменениях, которые происходят с ребенком от их участия, не догадываются, какие у ребенка ожидания от них, и не готовы взять на себя ответственность за последствия.

С другой стороны, и сами взрослые испытывают дискомфорт при новых встречах с такими детьми.

Третий фактор – это причины, по которым люди приходят в волонтерство. Как правило, это какая-то собственная утрата в прошлом, какая-то психологическая травма, иногда чувство нереализованности. И эти люди, с непроработанными собственными психологическими проблемами, идут к детям с еще большими психологическими проблемами.

Поэтому необходимо организовать подготовку приходящих в учреждение волонтеров.

Новизна данной программы заключается в том, что она представляет собой систему и предусматривает несколько блоков подготовки добровольцев: начиная от базового, общего для всех, уровня к профилированию деятельности волонтера. Это способствует более осознанному включению волонтера и увеличению сроков его сотрудничества с организацией.

Цель – создание системы подготовки добровольцев к работе с детьми, оставшимися без родительского попечения, и семьями в трудной жизненной ситуации.

Участниками программы могут стать:

  • сотрудники некоммерческих и общественных организаций;
  • добровольцы;
  • студенты.

Задачи программы:

  1. Создать условия для осознания волонтерами своей роли в государственном учреждении и жизни ребенка-сироты.
  2. Дать представление о структуре семьи, возрастных особенностях детей, особенностях детей с депривацией, типах и моделях формирования привязанности.
  3. Способствовать формированию у добровольцев навыков конструктивного общения.
  4. Научить волонтеров планированию деятельности, основам социального проектирования и работе в команде.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознанное отношение к волонтерской деятельности, принятие на себя ответственности за свои действия в отношении ребенка и его родственников.
  2. Построение волонтерами проектов и программ работы с детьми и семьями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
  3. Готовность добровольцев к сотрудничеству со специалистами и педагогами государственных учреждений и родственниками детей, включение волонтеров в систему работы государственных учреждений.
  4. Гибкое отношение волонтеров к внедряемым проектам и программам, умение прогнозировать результаты деятельности и менять формы работы в зависимости от имеющихся условий.

Готовность волонтеров к работе и успешность освоения курса оценивается по проектам, предоставляемым волонтерами на последнем занятии первого блока подготовки. Проекты оцениваются по следующим критериям:

  1. Реалистичность – соответствие условиям учреждения (наличие необходимых помещений и площадей, режимные моменты, состав воспитанников, оборудование, финансирование и пр.);
  2. Адекватность – соответствие занятий возрастным и индивидуальным особенностям детей, правильность выбора форм работы;
  3. Целесообразность – приоритетность выбора того или иного направления работы в учреждении в соответствии с его целями, задачами и реализуемыми программами.
  4. Перспективность – готовность самого волонтера (волонтеров) уделять достаточное количество времени на реализацию данного проекта.

Общая продолжительность программы 40 академических часов, из них 32 часа групповой работы и 8 часов индивидуальных консультаций.

Подготовка волонтеров включает три блока (этапа):

  1. Базовый семинар-тренинг (24 часа групповой работы)
  2. Включение волонтеров в работу специалиста. Супервизия (8 часов групповой работы, 4 часа индивидуальной работы)
  3. Сопровождение деятельности волонтеров (4 часа индивидуальной работы.

Формы работы в рамках программы:

  • анкетирование;
  • социально-психологический тренинг;
  • мини-лекции;
  • семинары;
  • супервизия;
  • индивидуальная работа (беседы, консультации).

Компоненты подготовки волонтеров:

  • мотивационный (мотивация самих волонтеров, мотивация детей на встречу, мотивация родственников, отдавших ребенка в государственное учреждение);
  • социальный;
  • терапевтический (направлен на проработку психологических проблем потенциальных волонтеров);
  • психолого-педагогический;
  • методический (различные технологии помощи семье и ребенку, основы проектирования);
  • практический (включение в практическую деятельность).

В процессе тренингов первого блока происходит погружение в мир переживаний ребенка, воспитывающегося вне семьи, и осознание собственной мотивации, ресурсов и рисков в общении с этой категорией детей.

К моменту окончания первого блока волонтеры составляют и защищают свои проекты. Оценку проектов совместно осуществляют ведущий семинара – тренинга и руководитель НКО или координатор волонтеров по учреждению, в котором будет непосредственно осуществляться деятельность данной команды волонтеров.

Второй блок – супервизия деятельности волонтеров. «Молодые» (новые) волонтеры принимают участие в мероприятиях с детьми или семьями (групповая работа), организованными специалистами учреждения или кураторами, работающими в учреждениях более года. В этих группах не предусмотрено сближение ребенка и взрослого, поэтому волонтер переходит от одного ребенка к другому и меняет группы.

Третий блок начинается строго после окончания второго блока. Прежде чем приступить к проведению своих занятий, волонтер представляет конспекты или проект специалисту или опытному волонтеру-куратору.

Деятельность волонтера в учреждении должна быть документально оформлена. Каждый волонтер заполняет личное заявление, предоставляет необходимые документы: медицинские справки, копию паспорта и согласие на обработку личных данных. Учреждение знакомит волонтера с Положением об организации работы или Соглашением о сотрудничестве, если волонтер является представителем некоторой некоммерческой организации.

К программе разработана Рабочая тетрадь волонтера, анкеты для обратной связи с группой, определены критерии оценки работы участников группы.

Программа «Планета друзей» дает подготовку для работы в различных видах государственных учреждений, принимающих волонтеров: социально-реабилитационных центрах, детских домах, школах-интернатах, домах ребенка, больницах, может быть полезна НКО, для подготовки вожатых в летние лагеря. Выпускники программы участвуют в комплексной программе социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка «Семейный круг».


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su