Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Развивающие игры с детьми старшего дошкольного возраста» (программа)


Актуальность и новизна

В связи с современными ориентирами и требованиями к обновлению содержания дошкольного образования такая форма деятельности как кружок по интересам является наиболее оптимальной, так как, во-первых, за счёт введения данной формы организации значительно повышается эффективность педагогического процесса, а также осуществляется гуманизация целей и принципов учебно-воспитательной работы с детьми. Развитие интеллектуальных способностей является необходимым каждому человеку независимо от возраста и ведущей деятельности. Важная роль – заложить потенциал обогащённого развития личности и интеллекта – отводится в этом дошкольному воспитанию, как первому звену непрерывного образования. Школа также изменила требования к будущим первоклассникам: они значительно выросли, появились и специализированные классы, лицеи и т.д., поступление в которые определяется уровнем развития умственных способностей детей.

Поэтому, исходя из вышесказанного, правомерно утверждать, что проблема развития интеллектуальных способностей достаточно актуальна на современном этапе. В свою очередь кружок для детей старшего дошкольного возраста является одним из вариантов решения этой проблемы. Данное утверждение обосновано следующими причинами:

  1. развитие дошкольников осуществляется через их ведущую деятельность – игру;
  2. старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития интеллекта и личности детей;
  3. учёт интереса детей к занятиям повышает эффективность результата.

Большой резервный интеллектуальный и творческий потенциал содержится в развивающих психологические процессы играх, познавательных рассказах взрослых, различных упражнениях, активизирующих речь детей. Именно эти методы и средства предполагается использовать на занятиях, предложенных программой, а комплексное применение, которых позволяет развить умственные способности и создаёт условия формирования через игру компонентов психологической готовности к школе, применению полученных знаний в учебном процессе, быту, в целом является хорошей базой для будущего детей.

Цели и задачи

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Задачи:

  • Развивать познавательную потребность детей, психические процессы (мышление, память, восприятие, воображение) и мелкую моторику рук.
  • Способствовать совершенствованию умения самостоятельно и творчески подходить к решению задач.
  • Формировать личностные качества – настойчивость, доброжелательное отношение к сверстникам, уверенность в себе и др.

Краткое содержание проекта

Возраст детей и краткие рекомендации по организации: программа предназначена для детей старшего возраста (5-7 лет). Занятия предполагается проводить один раз в неделю.

Важным моментом является использование музыки на занятиях (инструментальная музыка, голоса птиц, классическая музыка для детей), подвижных игр, знакомых детям, но не с целью развития ловкости и выносливости, а с целью развития психических процессов, а также элементов релаксации.

Каждое занятие предусматривает обязательную смену деятельности дошкольников (подвижная игра, расположение на стульчиках, ковре), что способствует повышению внимания и активности детей.

Содержание работы по программе. 

Занятия курса для детей старшей группы можно разделить на два этапа.

1 этап – начальный, включает 9 занятий, основная задача которого – формирование интереса к занятиям и уверенности в окружающем; при наличии необходимости проводится дополнительная диагностика, позволяющая определить посильность выполнения заданий для каждого ребёнка, т.е. предполагается варьирование содержания материала по степени сложности и учёт возможностей детей; с детьми разучиваются новые игры (включая подвижные) и игровые упражнения, определяется эмоциональное отношение к занятиям, вводятся элементы развивающих игр.

2 этап – основной, включает 12–13 занятий, которые предполагают реализацию основного содержания программы: знакомство с логическими приёмами (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Параллельно идёт работа над развитием памяти, например, задания типа «Нарисуй и запомни, внимания («Корректурные таблицы»), восприятия. Закрепляется умение действовать в соответствии с заданной логикой, уделяется внимание проявлению творчества при решении задач.

Формы контроля: стартовая и итоговая диагностика, результаты обучения детей на общих занятиях в группе.

Стартовая и итоговая диагностика проводится в соответствии со стандартными методиками для детей 5-6 лет. По данным стартовой диагностики набирается группа детей, имеющих сходные результаты – средний уровень психического развития, соответствующий возрастным нормам или имеющий небольшие отклонения в развитии, т.е. несколько ниже среднего уровня.

В качестве диагностического материала используются следующие методики:

  • «Десять слов» (автор Истомина) – оценка развития оперативной, кратковременной и долговременной памяти.
  • «Определение интеллектуальных способностей» (автор Савенков) – оценка умения действовать в соответствии с заданной логикой.
  • «Назови одним словом» – исследования сформированности операции обобщения, классификации.
  • «Повтори цифры» - оценка объёма внимания.
  • «Дорисовывание» (автор Дьяченко) – диагностика воображения.

Итоговая диагностика проводится по тем же методикам, что позволяет сравнить средние баллы, полученные каждым ребёнком в начале и при окончании кружковой работы, тем самым есть возможность проследить динамику развития детей и объективно оценить результат деятельности.

Результаты и выводы

Результат: повышение уровня развития психических процессов и некоторых аспектов личностного развития (в частности, самосознания); профилактика возможных отклонений в развитии при подготовке детей к обучению в школе.


Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su