«Человек в обществе. Основная школа» (программа преподавания психологии в интегрированном курсе)
Актуальность курса обусловлена задачами модернизации современного образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Образование должно быть направлено на развитие компетентного, самостоятельного, ответственного человека, способного к саморазвитию и эффективной адаптации в обществе. Психология как учебный предмет обладает большими возможностями в формировании компетенций подростка. Идея психологического образования - развитие как личный проект ученика, т.е. помощь ученику в формулировке, организации и осуществлении саморазвития как личного проекта. Целевая установка представляемого курса психологии – направленность на развитие ключевых компетентностей: информационной; проблемной; социальной (коммуникативной, социально-психологической, эго-компетентности).
Данная программа действует по нескольким направлениям:
Научная и практическая значимость программы Впервые интеграция осуществляется на нескольких уровнях: целевом; содержательно-понятийном; методическом (включая методы и формы работы). Условия интеграции психологии и обществознания: целостность процесса познания; потребность в скорейшей социализации личности учащегося.
Интеграция позволяет: Базовые интегрирующие факторы: личность ученика, ее самоценность; идея развития; компетентностный и деятельностный подходы. К апробации программы кроме разработчиков успешно привлекались другие педагоги-психологи, что демонстрирует ее транслируемость, возможность использования в других учебных заведениях.
Основное содержание программы
Участники программы «Человек в обществе»: Используемые методы обучения: игровой (ролевые, деловые, логические игры, элементы драматизации); тренинговый; ситуационное моделирование (в том числе публичное выступление); проблемный (в т.ч. проблемные ситуации); диалогический; исследовательский; групповые: диспуты, дискуссии, разновозрастное групповое взаимодействие; проектный.
Методы контроля и оценки освоения учащимися программы: Формы итогового контроля учащихся: решение проблемных ситуаций; ролевые и деловые игры; тестовый контроль; участие в олимпиадах; защита проектов Учебно-методическое обеспечение программы: к каждому курсу разработаны тематическое планирование и методические пособия с конспектами уроков и текстами для учащихся.
Результаты внедрения Эффективность программы: статистически подтверждаются значимые различия показателей мыслительных операций, социальной компетентности и социального интеллекта участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, где разработанный интегрированный курс не проводился. Участники программы с 2005 по 2010 гг. неоднократно становились победителями, призёрами и номинантами Всероссийских и городских конкурсов ученических проектных и исследовательских работ.
Внешняя оценка программ (2010 г.):
Резюме: |
Ольга Олеговна Савина - кандидат психологических наук, доцент психологического факультета МГУ им. Ломоносова.
Сфера научных интересов: психология личности, развитие идентичности в подростковом и юношеском возрасте.
Основные публикации:
- Савина О.О., Смирнова О.М. Принципы построения единой программы психолого-педагогических дисциплин в гимназии. //Тезисы Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы», 16-18 декабря 2004 года, Москва.
- Савина О.О., Смирнова О.М. Организация исследовательской деятельности учащихся в области психолого-педагогических дисциплин в гимназии №1505. // Научно-методический сборник в двух томах / П/р А.С.Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общерос. обществ. движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с. (с. 481-489)
- Савина О.О., Смирнова О.М. Программа психолого-педагогических дисциплин в среднем и старшем звене гимназии. - М.: УЦ «Перспектива», 2007. – 76 с.
- Савина, О. О. Учебная мотивация гимназистов на разных этапах выбора индивидуальной образовательной траектории (8-9 класс) / О.О. Савина, О.М. Смирнова / Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы»: Материалы VВсероссийской научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010. – 478 с. (с. 165).
- Басик, Н.Ю. Интеграция психологии и обществознания в основной школе [Текст] / Н.Ю.Басик, О.О.Савина, О.М.Смирнова / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. Журнал для администрации управления образования и руководителей образовательных учреждений. – М. - № 3. – 2010 – с. 63.
- Савина, О.О. Программа преподавания психологии в интегрированном курсе «Человек в обществе» [Текст] / О.О. Савина, О.М. Смирнова // Сборник программ победителей IIВсероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»». Рекомендовано «Федерацией психологов образования России».. – М.: Центр практической психологии образования, 2010. – 137 с. – с. 87-92.
Смирнова Ольга Михайловна – педагог-психолог ГОУ гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория».
Сфера научных интересов: Педагогическая психология, социальная и коммуникативная компетентность подростков.
Основные публикации:
- Савина О.О., Смирнова О.М. Принципы построения единой программы психолого-педагогических дисциплин в гимназии. //Тезисы Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы», 16-18 декабря 2004 года, Москва.
- Савина О.О., Смирнова О.М. Организация исследовательской деятельности учащихся в области психолого-педагогических дисциплин в гимназии №1505. // Научно-методический сборник в двух томах / П/р А.С.Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общерос. обществ. движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с. (с. 481-489)
- Савина О.О., Смирнова О.М. Программа психолого-педагогических дисциплин в среднем и старшем звене гимназии. - М.: УЦ «Перспектива», 2007. – 76 с.
- Басик, Н.Ю. Интеграция психологии и обществознания в основной школе [Текст] / Н.Ю.Басик, О.О.Савина, О.М.Смирнова / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. Журнал для администрации управления образования и руководителей образовательных учреждений. – М. - № 3. – 2010 – с. 63.
- Савина, О.О. Программа преподавания психологии в интегрированном курсе «Человек в обществе» [Текст] / О.О. Савина, О.М. Смирнова // Сборник программ победителей IIВсероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»». Рекомендовано «Федерацией психологов образования России».. – М.: Центр практической психологии образования, 2010. – 137 с. – с. 87-92.