- Савина Ольга Олеговна
кандидат психологических наук, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва)
- Смирнова Ольга Михайловна
педагог-психолог, ГОУ гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» (Москва)
Актуальность курса обусловлена задачами модернизации современного образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Образование должно быть направлено на развитие компетентного, самостоятельного, ответственного человека, способного к саморазвитию и эффективной адаптации в обществе. Психология как учебный предмет обладает большими возможностями в формировании компетенций подростка. Идея психологического образования - развитие как личный проект ученика, т.е. помощь ученику в формулировке, организации и осуществлении саморазвития как личного проекта. Целевая установка представляемого курса психологии – направленность на развитие ключевых компетентностей: информационной; проблемной; социальной (коммуникативной, социально-психологической, эго-компетентности).
Данная программа действует по нескольким направлениям:
Научная и практическая значимость программы Впервые интеграция осуществляется на нескольких уровнях: целевом; содержательно-понятийном; методическом (включая методы и формы работы). Условия интеграции психологии и обществознания: целостность процесса познания; потребность в скорейшей социализации личности учащегося.
Интеграция позволяет: Базовые интегрирующие факторы: личность ученика, ее самоценность; идея развития; компетентностный и деятельностный подходы. К апробации программы кроме разработчиков успешно привлекались другие педагоги-психологи, что демонстрирует ее транслируемость, возможность использования в других учебных заведениях.
Основное содержание программы
Участники программы «Человек в обществе»: Используемые методы обучения: игровой (ролевые, деловые, логические игры, элементы драматизации); тренинговый; ситуационное моделирование (в том числе публичное выступление); проблемный (в т.ч. проблемные ситуации); диалогический; исследовательский; групповые: диспуты, дискуссии, разновозрастное групповое взаимодействие; проектный.
Методы контроля и оценки освоения учащимися программы: Формы итогового контроля учащихся: решение проблемных ситуаций; ролевые и деловые игры; тестовый контроль; участие в олимпиадах; защита проектов Учебно-методическое обеспечение программы: к каждому курсу разработаны тематическое планирование и методические пособия с конспектами уроков и текстами для учащихся.
Результаты внедрения Эффективность программы: статистически подтверждаются значимые различия показателей мыслительных операций, социальной компетентности и социального интеллекта участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, где разработанный интегрированный курс не проводился. Участники программы с 2005 по 2010 гг. неоднократно становились победителями, призёрами и номинантами Всероссийских и городских конкурсов ученических проектных и исследовательских работ.
Внешняя оценка программ (2010 г.):
Резюме: |