Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Психология половой идентичности» (учебное пособие)


Автор:

 

Актуальность проекта «Психология половой идентичности» обусловлена значимостью понимания закономерностей психического развития человека с учетом половой дифференциации, влияния социокультурных условий на данный процесс, степени адаптивности разных типов половой идентичности и недостаточностью, а иногда и полным отсутствием данных о развитии половой идентичности в онтогенезе, о факторах, влияющих на ее становление, об адаптационных возможностях личности с различными типами половой идентичности.

Современная ситуация ярко высвечивает необходимость обращения к проблеме становления половой идентичности, поскольку в последние десятилетия в нашей стране  происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения, разрушается жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужского и женского поведения, появляются проблемы, связанные с самоидентификацией мужчин и женщин. И как результат – разрушение ценностей семьи, увеличение числа разводов, рост социального сиротства и другие проблемы. Осмысление процессов развития половой идентичности студентами психолого-педагогических специальностей немаловажно для решения современных проблем полноценного развития личности, для сохранения психического здоровья целых поколений.

Социальная, научная и практическая значимость. Материал, представленный в учебном пособии «Психология половой идентичности», поможет в решении задач модернизации образования, в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения, в совершенствовании психологической помощи и сопровождения субъектов образовательных учреждений, в проектировании гуманной и развивающей образовательной среды, что будет способствовать предотвращению нарушений процесса половой идентификации личности. Представленный материал позволит внедрить в практику работы учителей и школьных психологов концептуальные позиции и основные положения развития личности с учетом возраста и пола. Апробированный комплекс методических средств исследования половой идентичности расширит арсенал методов практической психологии.

Значение проекта для развития психологии состоит в том, что проблема становления половой идентичности рассмотрена с позиций концептуальных подходов к анализу психики человека в целом, в результате чего выявлено действие законов неравномерности, гетерохронности, полового диморфизма и др. на процесс развития половой идентичности. Описан целостный процесс развития половой идентичности на всех стадиях жизненного цикла; раскрыты механизмы формирования половой идентичности в онтогенезе; установлены факторы, обусловливающие ее развитие. Выявленные закономерности развития половой идентичности представляют ценность для решения задач возрастной и дифференциальной психологии. Они обогащают научно-методическую базу исследования половой идентичности, позволяют взглянуть на процесс развития психики человека с учетом его половой принадлежности.

Цель проекта – дать будущим психологам и педагогам знания об особенностях развития половой идентичности у представителей мужского и женского пола на протяжении всех стадий жизненного цикла, раскрыть основные подходы к исследованию механизмов становления половой идентичности, выделить биологические и социальные детерминанты, показать, что неправильное становление половой идентичности является предиспозиционным фактором формирования антисоциального поведения, неврозов, психосоматических расстройств, тогда как развитие адаптивной половой идентичности является важнейшим условием успешной реализации человека в современном мире.

Аудитория
Студенты психолого-педагогических специальностей высших учебных заведений.

Основное содержание работы
Предисловие
Глава 1. Становление психологии пола как науки
1. Философские концепции и их роль в становлении психологии пола.
2. Формирование научных подходов к проблемам пола в начале XX века.
3. Становление и развитие психологии пола во второй половине XX столетия.
Глава 2. Концептуальные подходы к определению половой идентичности
4. Содержание понятий «идентификация» и «идентичность» в современной психологии.
5. Теоретический анализ понятия «половая идентичность».
 Глава 3. Основные направления изучения половой идентичности в зарубежной и отечественной психологии 
6. Подходы к изучению половой идентичности в зарубежной психологии. 
7. Традиции исследования феномена половой идентичности в отечественной психологии. 
Глава 4. Факторы развития половой идентичности 
8. Биологические детерминанты 
9. Социальные факторы. 
10. Возрастные предпосылки. 
Глава 5. Психологический анализ развития половой идентичности на разных этапах онтогенеза 
11. Дошкольный возраст
12. Младший школьный возраст.
13. Подростковый возраст.
14. Юношеский возраст.
15. Молодость.
16. Взрослость.
17. Старость. 
18. Закономерности развития половой идентичности в онтогенезе
Глава 6. Половая идентичность и адаптационные возможности личности
19. Социально-психологическая адаптация личности и тип половой идентичности.
20. Психологические свойства личности и тип половой идентичности.
Заключение
Библиографический список
Приложение 1. Научный словарь терминов.
Приложение 2. Методики изучения половой идентичности.

Результаты, выводы 
1.  Учебное пособие «Психология половой идентичности впервые и наиболее полно в отечественной психологии раскрывает психологические аспекты развития половой идентичности человека.
2.  Особое внимание уделено анализу возрастных изменений и особенностей развития половой идентичности у представителей мужского и женского пола на разных этапах онтогенеза. Раскрыты общие закономерности развития половой идентичности у представителей мужского и женского пола: 
3. Установлено, что для развития половой идентичности характерны эволюционно-инволюционные процессы. Выявлена разновременность или гетерохронность прохождения основных стадий развития половой идентичности человека. Выделены критические и сензитивные периоды в развитии структурных компонентов половой идентичности. Доказано, что развитие половой идентичности идет на протяжении всей жизни человека и подчиняется законам, присущим онтогенезу в целом.
4. Показано, что половая идентичность как подструктура самосознания выступает в роли детерминанты личностного самоотношения и определяет адаптационные возможности индивида; выявлены наиболее адаптивный и дезадаптивный типы половой идентичности на современном этапе развития нашего общества.

Системное рассмотрение развития половой идентичности на протяжении всего жизненного цикла, определение потенциальных возможностей развития структурных составляющих половой идентичности на каждом возрастном этапе, выявление общих закономерностей этого личностного образования психики имеет принципиальное значение для понимания будущими специалистами сущности возрастной и дифференциальной изменчивости психики и специфики психического развития человека.

 

 Н. Ю. Флотская - доктор психологических наук, декан факультета коррекционной педагогики, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ГОУ ВПО Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Сфера научных интересов – исследование возрастных особенностей и закономерностей развития половой идентичности, факторов, обусловливающих ее становление, адаптационных возможностей личности с разными типами половой идентичности;  

Автор 107 научных и учебно-методических работ, в том числе 2 монографий, учебного пособия:

  • Флотская Н.Ю. Онтогенез половой идентичности: Монография /Н.Ю. Флотская.– Архангельск: По­морский университет, 2004. – 461 с. (26,97 п. л.).
  • Флотская Н.Ю. Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации: Мо­нография /Н.Ю. Флотская.– Архангельск: Поморский университет, 2007.– 203 с.
  • Флотская Н.Ю. Психология половой идентичности: Учебное пособие /Н.Ю. Флотская.– Архан­гельск: Поморский университет, 2009.– 214 с.
Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su