- Смирнова Татьяна Валентиновна
(Петрозаводск, Карелия)
- Тарасова Надежда Никитовна
Заместитель директора по развитию, педагог-психолог, ГКОУ Республики Карелия «Центр диагностики и консультирования» (Петрозаводск)
- Черкасова Наталья Ивановна
Заместитель директора по развитию, учитель-дефектолог, ГКОУ Республики Карелия «Центр диагностики и консультирования» (Петрозаводск)
Актуальность.
Для оказания помощи детям в Республике Карелия действуют: 12 ППМСС центров (10 муниципальных, 2 региональных); 16 психолого-медико-педагогических комиссий (15 муниципальных, 1 республиканская); в образовательных учреждениях работают специалисты: педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, врачи-психиатры, медицинские работники. Детей, нуждающихся в ППМС сопровождении в Республике достаточно много. Только в 2011-2012 учебном году психолого-медико-педагогическими комиссиями было обследовано 4 062 ребенка. Из них 3 414 человек нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Увеличивается число детей: с ограниченными возможностями здоровья, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, с условно нормальным типом развития (субнорма), которые не имеют выраженных отклонений в развитии, но имеют несформированность, дефицитарность отдельных психических функций. С целью помощи в ППМС сопровождении детей, в 2012 учебном году для педагогов, специалистов образовательных учреждений Республики Карелия реализуется программа «Организация работы службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательном учреждении», разработанная специалистами ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования (далее Центр) в рамках развития данного направления.
Цели проекта.
Цель проекта — способствовать установлению равного доступа к получению услуги психолого-педагогического и медико-социального сопровождения разным группам детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями.
Основное содержание проекта.
Целевые группы: дети, родители (законные представители), педагоги, специалисты.
Механизм реализации: повышение квалификации педагогов и специалистов на основе научно-практического опыта.
Основные этапы.
1 этап. Мониторинг «Качество организации работы служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в образовательном пространстве РК». Ситуация проанализирована в 16 муниципальных районах. Всего услугу сопровождения получает 20 307 детей, из них 5 700 человек — в образовательных учреждениях, 14 607 человек — в ППМС центрах.
По результатам анализа данных мониторинга были намечены основные пути решения проблем:
2 этап. На Республиканском августовском педагогическом совещании «От модернизации образования к социальным эффектам» на секции «Разработка и внедрение моделей успешной социализации детей в Республике Карелия» представлена Модель «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей в системе образования Республики Карелия».
В сентябре 2012 года состоялась Коллегия МО РК «О развитии модели социализации детей через систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в Республике Карелия», где было принято решение рассмотреть Регламент предоставления услуги «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей в системе образования Республики Карелия» с последующим его утверждением. С целью расширения доступности услуги и лучшего информирования населения в дополнение к Регламенту разработан и распространяется алгоритм действий для родителей, детей, педагогов.
3 этап. Разработана учебная программа («Организация работы службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательном учреждении») и модули по вопросам психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ и социально-эмоциональными проблемами. Получена рецензия на данную образовательную программу (ФБГОУ ВПО КГПА, декан факультета психологии, доцент, к.п.н. Несына С.В.). Заключен Договор о совместной деятельности (Центр и ГАОУ СПО РК «Петрозаводский педагогический колледж») на право выдачи документов Государственного образца о повышении квалификации специалистов и педагогов по программам, разработанным специалистами
4 этап. Реализация обучения — учебных модулей и образовательной программы «Организация работы службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательном учреждении»: обучение педагогов и специалистов, мотивация, создание методической базы.
Все программы и модули направлены на психологизацию участников образовательного процесса и обязательно предусматривают изучение нормативно-правовой базы, специальных вопросов организации сопровождения.
Всего обучено по данной программе и модулям — 393 педагога и специалиста из 10 районов республики. Из них -126 человек по учебной программе; 267 человек — учебным модулям; 288 человек обучено на рабочем месте (с выездом в районы). Состав обучающихся: Педагоги — 43,1%; Специалисты — 42,2%; Администрация — 14,7%. Получены положительные отзывы и предложение продолжить работу в 2013 году.
5 этап. Для создания правового поля разработан проект Регламента предоставления услуги «Оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям в системе образования РК».
6 этап. С 19 по 30 ноября 2012 года организована и проведена Республиканская Интернет-конференция «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей в условиях модернизации образования», приняло участие 120 педагогов, специалистов ОУ РК.
Выводы.
В результате реализации проекта процесс развития системы ППМС сопровождения из стихийного, направляемого преимущественно доброй волей отдельных руководителей образовательных учреждений, должен стать организованным, планомерным и управляемым.