Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Формирование навыков осознанного сохранения правильной осанки в подростковой среде на основе национальных традиций культуры здоровья» (методическая разработка)


Актуальность, научная и практическая значимость.

Идея. Культура здоровья человека присуща любому народу, она хранится и воспитывается в традициях, оказывающих глубокое влияние на личность. Традиции обладают историческими корнями. Это бесценный источник знаний о способах сохранения красивой, правильной осанки обладающих генетической памятью народа, близких его психологии.

Актуальность. Здоровье формируется в детстве, когда молодой организм растёт и развивается. При оценке здоровья детей и подростков наравне с психическим развитием большое значение имеет развитие физическое. О его состоянии позволяют судить рост и осанка.

С самого раннего возраста большое внимание уделяется психологическим аспектам обучения: развитию интеллектуально-творческих способностей и укрепление психики детей. В недалёком прошлом в обучении обязательно учитывались физиологические закономерности физического развития ребёнка. Сегодня же практическое использование этих знаний вытеснено из образовательных учреждений в сферу здравоохранения.

В физическом и в психическом развитии детей и подростков выделяются особые периоды, называемые критическими, то есть чувствительными к воздействиям внешних факторов. Один из них приходится на подростковый возраст 11-12 лет. По результатам медицинских обследований в 2008–2011 годах среди школьников нашего города этого возраста, количество которых составило 2431 человек, обнаружено 683 случая нарушений осанки. А наши наблюдения говорят и о том, что часто подростки не придают этому большого значения.

В Центре поведено исследование, которое выявило связь между влиянием внешних факторов и нежелательными изменениями в осанке подростков в этом возрасте. Результаты исследования обнажили новую проблему: сохранение физического здоровья подростков и противоречия между необходимостью сохранения правильной осанки и отсутствием у детей личностных навыков предупреждения нежелательных изменений в ней.

Научная и практическая значимость. Формирование качественных знаний о человеке, оказывающих влияние на образ жизни молодого поколения. Максимальная приближенность знаний к жизни и лёгкость их в применения на практике.

Цели и задачи.

Цель: формирование навыков осознанного сохранения правильной осанки в подростковой среде на основе национальных традиций культуры здоровья.

Задачи:

  • Подготовить инструкторов из числа подростков, готовых к ответственным действиям по передаче полученного опыта сохранения правильной и красивой осанки.
  • Провести с подростками Центра мероприятия по передаче инструкторами опыта самостоятельной работы над осанкой.
  • Отследить эффективность проведённой работы, сравнив состояние осанки подростков до и после проведенных мероприятий.

Содержание и реализация этапов проекта

Этапы реализации проекта.

I. Организационные мероприятия: создание круга единомышленников в подростковой среде обучающихся Центра (15 сентября — 31 октября 2011 г.)

1. Семинар: принципы волонтёрства и инструкторская деятельность

Площадка «Что значит быть волонтёром?»

  • Волонтёр — это… (значение слова «волонтёр», понятие «волонтёрство»)
  • Краткая история волонтёрства (скауты, пионеры).
  • Волонтёрство 2011 (волонтёрское движение в мире, России, в нашем городе).

Площадка «Хочу стать инструктором»

  • Кто такой инструктор? (В чём заключается смысл инструкторской деятельности).
  • Спросите у инструктора (знания и умения, которыми обладает инструктор).
  • Быть инструктором значит… (Личностные качества, владение знаниями, умениями, навыкам; ответственность).

2. Деловая игра-самопрезентация «Представь, что ты инструктор по…»

Задачи: дать ребятам возможность проявить себя в роли инструктора, смоделировав деятельность по одному из заданных направлений (сёрфинг, плавание, прыжки с парашютом и т.д.), на основе полученной информации и собственного представления о выбранном направлении.

3. Лекторий: всё об осанке.

Содержание:

  • Понятие «осанка»
  • Устройство позвоночника, гендерные (половые) особенности.
  • Причины нарушения осанки.
  • Типы нарушения осанки.
  • Значение осанки для здоровья человека.

II. Подготовительные мероприятия: подготовка инструкторов из числа подростков (1 ноября 2011 –16 января 2012 г.)

1. Исторический экскурс: знакомство со славянской культурой здоровья

Содержание:

  • Откуда всё начиналось (истоки славянской культуры здоровья).
  • Самобытность народа в традициях культуры здоровья славян (отличительные особенности славянам, способы оздоровления, закрепленные в народных традициях, с чем связана (обусловлена) культура женского, мужского, детского здоровья).

2. Практикум по освоению способов измерения состояния осанки

Содержание:

  • Знакомство с методом измерения осанки, закрепление умения на практике.
  • Изучение состояния осанки у обучающихся подростков Центра.

3. Практическое освоение славянской техники сохранения правильной и красивой осанки для девочек.

Содержание:

  • Знакомство и представление техники «Стоячая вода».
  • Освоение техники «Стоячая вода».

4. Практическое освоение славянской техники сохранения правильной и красивой осанки для мальчиков.

Содержание:

  • Знакомство и представление техники «Ратник».
  • Освоение техники «Ратник».

5. Знакомство с восточной системой сохранения здоровья «Йога».

Содержание:

  • Краткая история формирования системы «Йога».
  • Виды йоги.
  • Хатха-йога.

6. Освоение восточной техники сохранения правильной и красивой осанки «Хатха-йога».

  • Знакомство и представление техники Хатха-йога.
  • Освоение техники Хатха-йога.

7. Школа выбора: работа инструкторов в группах по выбору.

Этапы:

  • Обсуждение, обмен мнениями, пережитыми впечатлениями.
  • Оказание помощи будущим инструкторам при затруднении в выборе техники оздоровления осанки для дальнейшей деятельности.
  • Окончательный выбор техники оздоровления для ведения инструкторской деятельности.
  • Присвоение звания инструктора одной из техник работы над осанкой: «Стоячая вода», «Ратник», «Хатха- йога».

III. Работа инструкторов в группах по выбору (1 февраля — 30 марта 2012 г.)

1. Театрализованное информационное представление «Живой журнал "Здоровье"».

Краткое содержание.

Действия представления смоделированы по типу известной телепередачи «Здоровье». Центральную часть представления занимает интерпретация на тему: всё об осанке, по мотивам сказки «Карлик нос».

2. Презентация

  • Просмотр видеоматериалов, посвящённых культуре здоровья человека.
  • Представление инструкторами техник оздоровления и сохранения осанки обучающимся Центра.

3. Формирование групп по выбору из обучающихся Центра.

4. Работа инструкторов по освоению техники в группе «Стоячая вода».

5. Работа инструкторов по освоению техники в группе «Ратник».

6. Работа инструкторов по освоению техники в группе «Хатха-йога».

VI. Подведение итогов проделанной работы (7 марта 2012 г.)

Школа правильной и красивой осанки.

  • Приветствие новых «учеников».
  • Представление индивидуальных результатов участников групп по выбору.
  • Игровые испытания на звание «лучшая осанка Центра».
  • Формирование новой группы будущих инструкторов.

Результаты и выводы.

Результаты. 100% участников проекта освоили навыки сохранения правильной осанки, 65% выразили желание участвовать в следующих проектах. Повышение интереса детей к национальным традициям, инициативности, продолжение волонтёрской работы после завершения проекта, личная ответственность, самостоятельность.

Выводы. В пространстве проекта объединены различные направления работы: возрождение наследия культуры здоровья славянских народов и востока, волонтёрство, формирование здорового образа жизни, личностных компетенций у детей. Благодаря широте охвата проект вовлёк в работу широкий круг ребят и достиг поставленной цели.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su