«Арт-мастерская Мельпомены» (психокоррекционный проект)
Искусство должно приводить в действие пружины жизни, склонять разум, убеждать сердце.
Актуальность.
Ни для кого, ни секрет, что, несмотря на многолетние усилия и разные подходы к профилактической работе по зависимому поведению, количество употребляющих ПАВ и алкоголь меньше не становиться. Обобщая многолетний опыт работы с пациентами, страдающими алкоголизмом и наркоманией, можно с уверенностью сказать, что методы коррекции, основанные на поведенческой, когнитивной и рациональной психотерапии, дают хорошие результаты на начальном этапе, но в последующем для поддержания длительной ремиссии этого недостаточно. Еще Виктор Франкл сказал, что зависимость — это потеря смысла жизни, потеря духовности. По нашим наблюдениям, если в период ремиссии на всех ее этапах зависимые не развиваются или перестают расти духовно и не происходит пересмотра ценностной сферы, то выздоровление, либо кратковременно, либо малоэффективно. Среда потребителей психоактивных веществ (ПАВ) формирует определенный стереотип поведения, ценностную направленность личности. Для мира зависимых людей характерны эгоцентризм, манипулирование, приверженность к материальным ценностям, гедонистические тенденции и жизнь на грани риска.
Мы считаем, что изменяя ценностную направленность личности с вышеперечисленных параметров, на такие как свобода, ответственность, партнерство, творчество и т.д. мы формируем поведение способствующее увеличению ремиссии.
В своей деятельности мы используем различные психотерапевтические подходы, а в рамках социального блока на протяжении нескольких лет, именно творчество постоянно было неотъемлемой частью реабилитационного процесса наркологического диспансера. Это и всевозможные праздники (день мамы, 8 марта, новый год, день выпускника), как для сотрудников, так и пациентов, это литературные вечера, посещения картинной галереи и театра «Мастеровые», арт-терапевтическое творчество. Но это была лишь социальная часть программы реабилитации, а не отдельный проект творческого направления с четко поставленными целями по трансформации ценностной сферы. Но именно этот опыт дал толчок к созданию данного проекта.
Мы выбрали театральное направление по нескольким причинам.
Во-первых, это творчество, которое включает в себя обширный диапазон средств и возможностей:
- Знакомство, подбор и изучение литературы (библиотерапия),
- Сценическая деятельность — это хороший способ самореализации, выражения себя, возможность расширить репертуар социальных ролей, развить рефлексию, проработка страхов и комплексов.
- Сценическая пластика включает в себя работу с телом, голосом, взаимодействие с партнером, группой, внешним миром.
- Создание костюмов и декораций, картин, масок, работа с гримом — расширяет креативные возможности.
- На промежуточных этапах — это проведение творческих вечеров, дискуссий, выставок работ и непосредственно сам спектакль, поставленный участниками проекта.
Во-вторых, технологии, которые используются в формировании театральной деятельности при подготовке артистов, — это практически все психологические, психокоррекционные приемы и методы психотерапии, благоприятно влияющие на формирование свободной от употребления ПАВ личности (групповая психотерапия и коррекция, телесная и танцедвигательная терапия, арт-терапия и т.д.)
И третье, главное, театр для нас выступает не как цель, а как средство для достижения основной цели — развитие духовной сферы и ценностных ориентиров пациентов.
Цели и задачи.
Цель. Развить ценностные ориентиры пациентов с зависимым поведением при помощи творческой, театральной деятельности и сместить фокус ценностей с потребительского отношения на духовный и личностный рост.
Задачи:
- Провести анализ литературы по данному направлению.
- Организовать театральную деятельность с зависимыми от ПАВ пациентами на основных этапах реабилитации.
- Провести экспериментальное исследование о влиянии творческой деятельности на развитие ценностной сферы.
- Обобщить полученные результаты и сделать выводы, о дальнейшей перспективе развития проекта.
Реализация проекта.
Гипотеза. Театральная деятельность, творчество положительно влияет на развитие ценностной сферы зависимых от ПАВ пациентов, способствует увеличению ремиссии и улучшению качества жизни.
Целевая группа. Пациенты с синдромом зависимости от ПАВ, находящиеся на лечении в реабилитационном отделении и посещающие амбулаторную реабилитационную программу.
Перспективы развития. Данный проект рассчитан на длительную продуктивную деятельность, в ходе которого основной задачей ставится, проанализировать качество и длительность ремиссий, в соответствии с изменением ценностных ориентаций зависимых. Период, планируемый для анализа, — 4 года.
Этапы реализации проекта. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в отделениях стационарной и амбулаторной реабилитации (16 часов в месяц). Реализация проекта — с сентября 2011 г. по сентябрь 2012 г.
Участники проекта:
- медицинский психолог отделения социально-медицинской реабилитации «Возвращение» Набережночелнинского наркологического диспансера (НЧНД);
- медицинский психолог амбулаторного отделения НЧНД;
- учащиеся старших курсов театральной школы города.
Структура занятий. Одно занятие включает в себя элементы из двух блоков (например, работа с голосом + актерское мастерство; арт-мастерская + библиотерапия).
Результаты и выводы.
Полученные результаты. В проекте приняли участие 30 человек, из них 17 мужчин и 13 женщин, которые находились в течение этого времени в реабилитационной программе и на начало участия в проекте имели ремиссию не менее месяца.
За данный период было проведено 76 занятий. А также, праздники «День матери», «Новый год», «День рождение центра», «День выпускника», «Восьмое марта», литературный, поэтический вечера.
Тестирование проводилось 2 раза: на входе пациента в проект и через 6 месяцев. Мы использовали методику САТ (самоактуализационный тест). Данную методику мы решили взять, т.к. диагностические шкалы соответствуют исследуемой области проекта.
Нами были получены следующие данные. Наиболее значимые различия нами были получены по следующим шкалам (приложение 3):
- шкала поддержки,
- шкала ценностных ориентаций,
- шкала сензитивности к себе,
- шкала спонтанности,
- шкала креативности.
Выводы. Таким образом, на основании проведенного исследования, мы можем сказать о том, что театральная деятельность изменяет ценностные ориентации зависимой личности с потребительско-гедонистической направленности в русло самоактуализации и духовного роста, способствует развитию творческого потенциала, более целостному пониманию себя и установлению контактов с самим собой и окружающим миром.
Заключение. По результатам проведенной деятельности, мы можем сказать, что театральная деятельность позитивно влияет на процесс самоактуализации зависимой личности, способствует осознанному отношению к себе, другим людям и к миру в целом, формирует ценностные установки, что как следствие приведет к увеличению ремиссии и улучшению качества жизни. Мы предполагаем продолжать реализацию данного проекта в будущем, дополнив и расширив его показателями по ремиссиям за следующие 4 года.