«Изучение социальных представлений о жестокости в юношеском возрасте» (научно-исследовательская работа)
В ходе данного исследования мы изучали социальные представления о жестокости в юношеском возрасте.
Жестокость — эта наиболее страшное явление в социальном мире, когда человек сознательно для собственного удовлетворения причиняет невыносимые страдания другому живому существу. Данный феномен малоизучен, однако, каждый человек имеет собственное представление о нем, те представления, которые являются наиболее общими для группы людей, называются «социальными».
Социальные представления — это важный элемент жизни человека, включающий в себя все мысли, идеи, знания, отношения и установки которыми пользуются одновременно коллективы людей. Социальные представления играют важную роль в общественной жизнедеятельности, так как они выполняют ряд важных функций. Наиболее фундаментально социальные представления закладываются в юношеском возрасте.
Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью, важность которого заключается в окончательном становлении взглядов человека.
Основное содержание исследования.
Целью нашего исследования было изучить социальные представления о жестокости в юношеском возрасте.
В данном исследовании приняли участие 139 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Исследование проводилось на базах нескольких учебных заведений и организовывалось таким образом, чтобы выборка была наиболее репрезентативной, в нее вошли студенты, обучающиеся на разных специальностях (гуманитарных, технических, биологических). Выборку составили 52,20% юноши и 47,80% девушки.
Изучение осознанного словесного представления о феномене не вызывает трудностей, здесь можно использовать любые методы изучения понятий (контента анализ определений, «20 определений жестокого человека»)
Для изучения аффективного уровня социального представления мы использовали семантический дифференциал и методику «Цветовых метафор» Соломина.
Методика «Отношение к жестокости» дает двойственную информацию, мы получаем от респондента рациональную оценку события, которая сформирована на фоне эмоциональных переживаний.
Для выявления взаимосвязи социальных представлений о жестокости и жестоком человеке с личностными характеристиками испытуемых мы использовали «Калифорнийский психологический опросник», который дает нам информацию о личности испытуемых, о их индивидуальных особенностях в структуре межличностного взаимодействия. Методика «фрустрационных реакций» Розенцвейга позволил изучить поведенческие установки юношей и девушек.
В ходе исследования мы обнаружили ряд отличий между социальными представлениями о жестокости между юношами и девушками. Основное различие в отношении к жестокости, юноши менее отрицательно, чем девушки относятся к жестоким поступкам. При этом социальные представления о жестоком человеке у юношей и девушек отличаются тем, что девушки чаще дают ему негативные характеристики, отражающие жестокого человека в процессе взаимодействия, а юноши дают отрицательные оценочные характеристики.
В ходе изучения социальных представлений о жестокости у людей с разными индивидуально личностными характеристиками мы смогли выявить рад показателей встречающихся у испытуемых положительно оценивающих жестокость. По выявленным характеристикам можно составить психологический портрет человека потенциально положительно оценивающего жестокое поведение.
Чем старше испытуемый, тем отрицательнее его отношение к жестокости, тем негативнее он относится к жестоким поступкам. У испытуемых положительно оценивающих жестокость обнаруживается экстрапунитивная направленность реакции и самозащитный тип реагирования в фрустрирующих ситуациях, также обнаруживаются сниженные показатели интропунитивной направленности. То есть люди, положительно относящиеся к жестокости, часто обладают негативными тенденциями в отношении к людям, агрессивностью в отношении к окружающим, отсутствием самокритичности и абсолютным неприятием собственной вины.
Чем выше испытуемые оценивают жестокость, тем ниже у них показатели ответственности, социализации, достижения через подчинение, женственности и оценки собственных потенциальных достижений.
То есть положительно оценивают жестокость чаще люди безответственные, с отсутствием чувства долга, плохо социализированные, социально дезадаптированные, с преобладанием маскулиного типа, с заниженной самооценкой и отрицающие общепринятые нормы.
У девушек уровень отношения к жестокости ниже, чем у юношей, поэтому положительную оценку жестокости чаще дают юноши.
То есть испытуемые с высокими показателями отношения к жестокости более требовательны к окружающим, у них преобладает доминирование негативных тенденций в отношении к людям, они склонны к общению с людьми с целью использования их для своей выгоды, манипулирования.
Испытуемые, положительно относящиеся к жестокости, состоят во внутренней гармонии и согласии с самим собой.
Результаты, выводы.
Исходя из полученных результатов, мы можем сказать, что цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Данная работа является первым научно-практическим исследованием посвящённым феномену «жестокость». Результаты можно использовать для дальнейших исследований посвященных данному явлению.
Данные могут лечь в основу разработки коррекционной программы направленной на изменение положительных социальных представлений о жестокости. Предметом коррекции могут послужить как конкретные негативные поведенческие установки, так и исправление тех личностных черт, которые взаимосвязаны с положительной оценкой жестокости.
Основной научный интерес работы заключается в возможности дальнейшего изучения феномена жестокости, как в русле социальных представлений, так и в рамках практических исследований людей совершавших жестокие поступки, с целью выявления прочных взаимосвязей между личностью испытуемого и его отношением к жестокости а так же формой установки на жестокое поведение.