- Качалова Алевтина Васильевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии социально-психологического факультета, Армавирский государственный педагогический университет (Армавир)
- Кулаковский Валентин Сергеевич
магистр, магистр, Армавирская Государственная Педагогическая Академия (Армавир)
В учебно-методическом пособии представлены самостоятельные программы тренингов, направленных на развитие толерантности. Все упражнения и игры снабжены соответствующими рекомендациями и специальными приложениями, помогающими в их проведении.
Основное содержание работы (или ее этапы):
Пособие состоит из шести разделов.
В I–II разделах дается теоретико-методологическое обоснование по проблеме исследования.
III–VI разделы представляют собой самостоятельные программы тренингов. Все упражнения и игры снабжены соответствующими рекомендациями и специальными приложениями, помогающими в их проведении.
Тренинг «Я в мире других» направлен на воспитание у подростков толерантного отношения к себе и другим, независимо от их культурных особенностей, этнической принадлежности, вероисповедания.
Целью тренинга «Могу ли я стать твоим другом?» стала профилактика и преодоление ксенофобии среди подростков. Тренинг межкультурной коммуникации и компетентности направлен на приобретение знаний и развитию навыков и мотивации, необходимой для эффективной коммуникации в межкультурном пространстве.
Тренинг «Все мы разные, все мы равные» направлен на развитие толерантности в отношении вынужденных мигрантов (беженцев и переселенцев).
Цель тренинга «Другой имеет на это право» — профилактика мигрантофобии.
Структура учебно-методического пособия представлена следующим содержанием:
Раздел I. Развитие толерантного сознания в подростковой среде
1. Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования
2. Особенности развития межличностных отношений в подростковой среде в условиях этнического города
Раздел II. Приемы и рекомендации по проведению тренингов толерантности
1. Этапы разработки и создания тренинга
2. Общие рекомендации по проведению тренингов толерантности
Раздел III. «Я в мире других»
Тренинг толерантности
Раздел IV. «Могу ли я стать твоим другом»
Тренинг по профилактике ксенофобии
Раздел V. «Все мы разные, все мы равные»
Тренинг межкультурной коммуникации и компетентности.
Раздел VI. «Другой имеет на это право»
Тренинг по профилактике мигрантофобии
Литература
Результаты, выводы.
Учебно-методическое пособие адресовано практическим психологам, работающим с подростками и молодежью, педагогам, социальным работникам, владеющим технологией проведения тренингов, преподавателям психологии, студентам психологических и педагогических факультетов, а также всем тем, кто интересуется прикладными разработками в области образования и воспитания в духе культуры мира.