«Психология (Методическое обеспечение по стандартам третьего поколения)» (образовательная программа, учебник, методическое пособие)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Поиск новых подходов и разработка инновационных технологий подготовки кадров является актуальной потребностью современной системы образования. Решение проблемы авторы учебно-методического пособия видят в развитии субъектной позиции личности при изучении психологических дисциплин.
В соответствии с ФГОС третьего поколения профессиональный цикл (Б.3) стандарта подготовки бакалавра по направлению 050100.62 Педагогическое образование предусматривает в базовой (профессиональной) части учебный модуль «Психология».
Психология представляет собой одну из профилирующих дисциплин в общем контексте концепции высшего педагогического образования. Психология очень сложная отрасль знаний, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающая своим вниманием большой объем специфических понятий и терминов, связанная в силу своего предмета со многими областями общественных и естественнонаучных дисциплин.
Сложность обучения психологии усугубляется отсутствием ясной, четкой и единой системы в понятийном аппарате; новизной и трудоемкостью психологического материала; наличием большого количества вопросов, находящихся пока в стадии дискуссии; непониманием и незнанием практического значения психологии. Это часто приводит к механическому заучиванию материала, к тому, что студенты усваивают предмет абстрактно и формально.
Непонимание психологического материала усугубляется труднодоступным изложением материала в учебниках по психологии, слабой связью содержания учебного материала с практикой, с жизнью и с тем, что студентам в очень короткий срок приходится усваивать систему сложных психологических понятий и закономерностей.
Учебный модуль «Психология» состоит из четырех разделов: Психология самопознания, Общая психология, Возрастная психология, Педагогическая психология. Он предназначен для ознакомления с основными психологическими проблемами, концепциями, принципами и методами психологической науки в современном мире. Это определяет чрезвычайную важность психологического компонента в подготовке будущих учителей.
Цели и задачи.
Цель учебного модуля «Психология»: формирование у студентов целостного представления о психике человека, знакомство с различными психологическими теориями и историей становления психологии, изучение теоретического фундамента психологической науки и психологических механизмов управления образовательным процессом.
Задачи:
- овладение понятийным аппаратом науки;
- формирование общекультурных и профессиональных компетенций;
- развитие навыков практического применения теоретических знаний в педагогической деятельности;
- развитие рефлексивных знаний, умений и навыков и их использование в собственном самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании;
Содержание проекта.
Разработаны и изданы три учебно-методических комплекса:
- Психология самопознания. Учебно-методический комплекс, стандарт 3-го поколения / Авторы-составители: Недбаева С.В., Качалова А.В., Твелова И.А. — Армавир: Полипринт ИП Чайка А.Н., 2012. — 177 с.
- Общая психология. Учебно-методический комплекс, стандарт 3-го поколения / авторы-составители: Недбаева С.В., Качалова А.В., Твелова И.А. — Армавир: Полипринт ИП Чайка А.Н., 2012. — 265 с.
- Возрастная психология. Учебно-методический комплекс, стандарт 3-го поколения / авторы-составители: Недбаева С.В., Качалова А.В., Твелова И.А. — Армавир: Полипринт ИП Чайка А.Н., 2012. — 368 с.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогическая психология» находится в разработке и будет издан в 2013 году.
Структура учебно-методических пособий представлена следующим содержанием:
I. Пояснительная записка
II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины
III. Список рекомендуемой литературы
IV. Рабочая программа дисциплины
4.1. Цели освоения учебной дисциплины
4.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО
4.3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
4.4. Структура и содержание учебной дисциплины
4.5. Образовательные технологии
4.6. Виды занятий и их содержание
4.6.1. Планы и содержание лекционных занятий
4.6.2. Планы и содержание практических занятий
4.7. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
4.8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
4.8.1. Организация текущего контроля
4.8.2. Организация итогового контроля по дисциплине
4.9. Технологическая карта дисциплины
V. Материалы по используемым инновационным методам обучения
VI. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий
VII. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно- воспитательном процессе
7.1.Методические рекомендации для преподавателя
7.2. Методические указания для студентов
VIII. Практикум
IX. Глоссарий
X. Тестовые задания
XI. Дидактические материалы
XII. Дополнительные материалы
Результаты, выводы.
При изучении модуля «Психология» студент имеет большие возможности не только для изучения своих психологических особенностей, но и для развития своей субъектной позиции, наблюдения за другими людьми, сравнения своих качеств с аналогичными качествами у них, закрепления и применения полученных теоретических знаний на практике.
Учебный модуль «Психология» разработан в соответствии с ФГОС третьего поколения и является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки будущих учителей и предназначен для овладения студентами системой теоретических знаний, практических навыков и умений психологического анализа условий, процессов и результатов жизнедеятельности людей. Дисциплина является одним из основных предметов, закладывающих фундамент научно-гуманистического мировоззрения.
Учебно-методическое пособие предназначено как для студентов высших учебных заведений, так и преподавателей, аспирантов, магистрантов.
Учебно-методические пособия адресованы студентам, обучающимся по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки: информатика и информационные технологии в образовании, физическое образование, математическое образование, технологическое образование, безопасность жизнедеятельности, биологическое образование, образование в сфере иностранного языка, филологическое образование, историческое образование, правовое образование.