«Социально-психологическое сопровождение жертв сексуальных насильственных преступлений» (учебно-методическое пособие)
Щербанева Н. Г. Социально-психологическое сопровождение жертв сексуальных насильственных преступлений. — Армавир, ПОЛИПРИНТ ИП Чайка А. Н. , 2012. — С. 208.
Актуальность, научная и практическая значимость.
В последнее время средствами массовой информации широко освещается тема инцеста, изнасилования и сексуальной эксплуатации детей и подростков, которые приводят к тяжелым психическим травмам — нарушению их психического равновесия. Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Однако, до сих пор в России не создана система помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия; не проводится профилактическая работа; нет специализированных Центров для оказания психологической помощи изнасилованным детям; и вузы страны не готовят психологов, специализирующихся по этой проблеме.
Сексуальное насилие над детьми стало бичом современного общества. По некоторым оценкам, органы внутренних дел ежегодно регистрируют до 10 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Однако в реальности, эти показатели значительно выше. В пользу такого предположения свидетельствуют данные анализа обращений по телефону доверия для лиц, перенесших сексуальное насилие, согласно которым только одна жертва из ста впоследствии обращается в милицию. В последние 10–15 лет медицинская общественность узнала о грандиозных размерах сексуального злоупотребления в отношении детей (СЗД), которым могут подвергаться последние как со стороны лиц незнакомых, так и со стороны родителей и других членов семьи. Однако, не так легко определить — какие формы контакта между ребенком и взрослым, кроме собственно полового акта, подлежат юридическому запрету, в каких случаях сексуальная стимуляция ребенка может рассматриваться как проявление родительской любви, и в каких — как соблазнение.
Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия: отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний; демонстрация насилия в средствах массовой информации; права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство; отсутствие привентивной политики государства; недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы; низкая правовая грамотность населения; плохая осведомленность детей о своих правах; необходимость совершенствования законодательства.
Сегодня все более очевидным становится, что проблемы семейного неблагополучия в целом и насилия в частности требуют решения комплекса задач психологического, педагогического, юридического, социального характера, направленных на разработку практических мер по предотвращению насилия и реабилитации пострадавших, необходима специальная подготовка психологов, социальных педагогов, психологов в сфере МВД по сопровождению жертв насильственных преступлений, оказанию помощи семье.
Основное содержание работы.
Программа и учебно-методическое пособие рассчитаны на:
- практических психологов, педагогов-психологов, социальных работников, семейных терапевтов,
- родителей детей, подвергшихся сексуальному насилию и учителей, неравнодушных к проблеме оказания помощи учащимся в ситуации травмы и постравматический период,
- несовершеннолетних жертв сексуальных насильственных преступлений,
- студентов юридических и социально- психологических факультетов, работников правоохранительных органов.
Формы работы: диагностические исследования; анализ результатов проведения судебно-психологической экспертизы по делам о сексуальных насильственных преступлениях; лекции, семинары и информирование о специфике ПТСР жертв насильственных преступлений и методах терапевтической работы с ними.
Данное издание посвящено выявлению индивидуально-психологических особенностей жертв сексуальных насильственных преступлений, изучению виктимного поведения методом анализа теоретических разработок и результатов судебно-психологической экспертизы потерпевших; разработке методов психологической помощи детям — жертвам насилия и жестокого обращения. Материалы могут быть использованы в качестве методического сопровождения по повышению психологической компетентности личного состава УВД и прокуратуры в работе с несовершеннолетними жертвами насильственных преступлений, разработке новых форм и методов профилактики сексуального насилия и технологии подготовки детей и подростков к участию в судебном процессе. Рекомендовано при обучении психологов, психотерапевтов, педагогов-психологов и социальных работников методам и технологиям работы с жертвами насилия.
Содержание
Предисловие
Глава 1. Понятие насильственных преступлений в юридической и социально-психологической практике
1.1. Современное состояние проблемы насильственных преступлений против личности
1.2. Насильственные преступления: юридическая природа и классификация преступных деяний
1.3. Определение и диагностика насилия
1.4. Социально-психологические условия и факторы проявлений детского насилия
Глава 2. Проблема жертвы насильственных сексуальных преступлений
2.1. Социально-психологические особенности поведения жертвы (психология виктимности)
2.2. Психологический анализ личности жертв насильственных сексуальных преступлений
2.3. Психологические последствия насилия и влияние ситуации насилия в детском возрасте на развитие личности
Глава 3. Социально-психологическая помощь несовершеннолетним жертвам насильственных преступлений
3.1. Особенности юридических средств защиты жертв сексуальных преступлений
3.2. Использование методов психологической диагностики в работе с несовершеннолетними жертвами насильственных преступлений
3.3. Система социально-психологической помощи жертвам насильственных преступлений
3.4. Особенности психологического сопровождения семьи ребенка — жертвы насильственного преступления
Глава 4. Психологические методы, используемые в юридической и судебной практике по насильственным сексуальным преступлениям
4.1. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на предварительном следствии
4.2. Особенности проведения судебно-психологической экспертизы по делам о насильственным преступлениях
4.3. Особенности подготовки несовершеннолетних к участию в судебных заседаниях
4.4. Меры и направления профилактики насилия
Приложения
Литература
Планируемые направления работы и ожидаемые результаты.
- Информирование несовершеннолетних учащихся школ города, средних специальных учреждений о видах сексуального насилия и мерах наказания за совершение подобных преступных деяний;
- Обучение личного состава УВД и прокуратуры по работе с несовершеннолетними жертвами насильственных преступлений;
- Обучение психологов, психотерапевтов, педагогов-психологов и социальных работников методам и технологиям работы с жертвами насилия;
- Разработка новых методов профилактики сексуального насилия; инновационных форм профилактики насилия среди молодежи;
- Обучение специалистов «помогающих» профессий подготовке детей и подростков к участию в судебном процессе.
- Создание системы психологического сопровождения жертв сексуальных насильственных преступлений.