Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«История советской психотехники: психология воздействия» (учебное пособие)


Автор:

Стоюхина Н.Ю. История советской психотехники: психология воздействия. Учебное пособие. — М.: Логос, 2012. — 324 с.

Рассмотрение и изучение процесса развития отечественной психологии, анализ деятельности ее представителей, внесших серьезный вклад в советскую психологию 1920–30-х гг., позволяет выявить ее оригинальность и самобытность, проявившиеся как следствие отражения запросов практики со своей спецификой общественно-исторических условий, духовного и культурного опыта России, увидеть ее органическую связь с мировой наукой.

Однако, история отечественной психологии, несмотря на стабильно возрастающий интерес к ней у специалистов, все же не вызывает серьезного отклика у студентов-психологов. Одна из причин этого — отсутствие исходных, оригинальных текстов по истории психологии. Именно в работе с текстами проявляются особенности объекта истории психологии — реального процесса психологического познания, специфичных «средств и методов его познания, которые являются по своей сути реконструкционными, интерпретационными, опираются на анализ исторических источников, реализуют стратегию диалогического взаимодействия настоящего и прошлого» (В.А. Кольцова).

В данном учебном пособии предметом нашего внимания стала история психологии воздействия (как части психотехники), представленная в революционном плакате, рекламном плакате, плакате по технике безопасности и охране труда, которая ввиду социально-психологической полифоничности основного объекта рассмотрения — плаката — может использоваться в разных учебных курсах: история психологии, история психотехники, психология рекламы, психология влияния, социальная психология, психология труда, маркетинг, PR.

Одной из наших задач была демонстрация студентам традиции культурно-психологических исследований, идущей в отечественной науке с начала ХХ в. — междисциплинарности ее исследований как особого феномена истории науки и культуры. Именно поэтому в данное пособие кроме текстов, написанных психологами, включены статьи, авторство которых принадлежит искусствоведам, художникам, публицистам, работникам политпросвещения, ибо «предмет истории психологии — изучение закономерностей развития психологического познания в его генезисе, становлении и развитии, логико-научной, общественно-исторической и субъектно-личностной обусловленности как результата познавательной деятельности человечества на всех этапах его исторической эволюции, включающего в себя различные способы и формы познания и осмысления психической реальности, как научные, так и вненаучные» (В.А. Кольцова).

Современному студенту приведенные в пособии тексты, возможно, покажутся «излишне пафосными», «смешными» (из собственного диалога со студентами), но наша позиция в работе с историко-психологическими текстами 1920–30-х гг. основывается на следующем подходе: не иронизировать над идеями прошлого, а реинтерпретировать их в открывающихся и изменяющихся культурно-исторических контекстах, поместив в динамическую сеть знания.

Основное содержание работы.

Во введении обосновываются предпосылки написания учебного пособия.

В первой главе «Плакат со всех сторон (изучение плаката специалистами различных профессий)» парадигма воздействия в психологии рассматривается с точки зрения первых психотехников и социальных психологов. О художественных и исторических корнях плаката, его месте в ландшафте города, его сравнении с иконой и лубком, видах плаката, ошибках плакатистов рассуждают искусствоведы, художники, публицисты, работники-политпросветчики.

Вторая глава «Плакат глазами психологов» описывает активное участие психотехников в научной воздейственной практике, когда делались попытки методологического изучения плаката (составляющие плаката; психология плаката; формы плакатов; отношения между заказчиком, художником, психотехником; методы изучения эффективности плаката и рекламы; реклама книги и кино).

В третьей главе «Плакат в психотехнике», хронологически освещающей события 30-х гг. ХХ в., обозначены основные события советской психотехники воздействия в самом ее расцвете: оформление плаката, стоящий на страже жизни и здоровья рабочего; изучение эффективности плаката по технике безопасности и охране труда; изучение характера плаката, каким он должен быть: смешным или страшным?; усиление классовой борьбы в плакате по технике безопасности.

За сравнительно небольшое время советские психотехники достигли больших успехов в такой области психотехники воздействия, как борьба с травматизмом и аварийностью: идеи о дефектах регуляции поведения со стороны субъекта труда и их связи с повышенной частотой травматизма; расширение понимания личного фактора в происшествиях, от устойчивых свойств индивидуальности до роли квалификации, психических состояний, мотивов труда, реализованных в клиническом методе изучения происшествий и мер их профилактики, направленных на субъект труда; использование методов психологического воздействия на состояние внимания, установки работников в отношении травматизма с помощью средств пропаганды; переход от рассмотрения личности травматика в труде к анализу системы «человек — техническая среда», «человек — профессиональное поведение — производственная организация» и разработка путей рационализации техники, технической среды, форм организации труда в интересах профилактики травматизма и аварийности.

Книга будет интересна студентам — будущим психологам и обучающимся по специальностям «маркетинг», «связи с общественность», так как многие из них полагают, что советский период психологии был неинтересным и малопродуктивным; преподавателям истории психологии, поскольку предоставляет возможность ознакомиться с конкретной моделью разработки истории психологии.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 218 читателей
12.03.2024 22:08:11Ололош Ололоев
12.03.2024 22:08:11Дадова Марина
12.03.2024 22:08:11Смелов Алексей
12.03.2024 22:08:11Финикова Юлия
12.03.2024 22:08:10Шпикина София
12.03.2024 22:08:10Шевцова Ольга
12.03.2024 22:08:10Пупкин Василий
12.03.2024 22:08:10Кораблев Денис
12.03.2024 22:08:10Т Ксения
12.03.2024 22:08:10Wamb Elizabeth
12.03.2024 22:08:10Дорьева Евгения Анатольевна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:10Екимчик Ольга Александровна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:10E E E

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su