«Социально-психологическое сопровождение пожилых людей в стационарном учреждении социального обслуживания населения» (методические рекомендации)
Актуальность проекта.
Постарение населения становится необратимым демографическим процессом. В современных условиях важное место принадлежит стационарному социальному обслуживанию пожилых людей. Особенно актуальным становится психологическая удовлетворенность изменившейся социальной ситуацией при переезде пожилого человека на постоянное проживание в дом-интернат. Первые дни пребывания в геронтологическом учреждении наиболее сложные для пожилого человека. Поэтому, внедрение социально-психологических технологий и методик социально-психологической адаптации и сопровождения пожилых людей является актуальным для повышения качества жизни пожилых людей, постоянно проживающих в доме-интернате (геронтологическом учреждении).
Задачи проекта.
- изучить качество жизни и социально-психологические особенности пожилых людей при переезде на постоянное проживание в геронтологическое учреждение;
- разработать программы психологического сопровождения и обучающие программы для пожилых людей, направленные на мобилизацию творческих возможностей, мотивирование их жизненной активности, адаптировать их для клиентов геронтологического учреждения;
- провести анализ программ для пожилых людей, постоянно проживающих в ГБУ СО ЯО Ярославском областном геронтологическом центре и доказать эффективность геронтообразования в повышении качества жизни пожилых людей;
- тиражировать программы психологического сопровождения и обучающие программы для пожилых людей в деятельность учреждений социального обслуживания Ярославской области.
Информация о проекте.
В условиях современного российского общества изучение качества жизни в пожилом возрасте становится особенно актуальным при переезде пожилого человека на постоянное проживание в дом-интернат. Базовым социальным учреждением в Ярославском регионе является ГБУ СО ЯО Ярославский областной геронтологический центр.
На базе учреждения было проведено исследование по изучению качества жизни пожилых людей, их психологическая диагностика, разработана программа адаптации и внедрена система мероприятий, повышающая удовлетворенность и качество жизни пожилых людей. В результате исследования были выявлены психологические особенности пожилого человека, выявлены факторы, способствующие и препятствующие успешной адаптации пожилых людей к новым изменившимся условиям.
Одной из форм работы стала активизация внутреннего потенциала пожилых людей в результате их вовлечения в творческий и образовательный процесс. В результате этого проекта в учреждении открыта арт-терапевтическая мастерская. Для работников изданы методические рекомендации, которые включают в себя методы психологического сопровождения пожилых людей, в том числе в период адаптации к жизни в геронтологическом учреждении, методику арт-терапии в работе с пожилыми людьми.
Далее приводятся программы, разработанных в геронтологическом центре «школ по психологическому сопровождению для пожилых людей».
«Азбука общения»
Базовая программа групповых занятий включает в себя следующие темы:
- «Пожилой возраст и его особенности».
- «Живи в согласии с собой».
- «Живи в согласии с другими».
- «Моя семья. Мои корни».
- «Индивидуальные тематические консультации».
Программа рассчитана на 10 занятий, форма проведения занятия — тренинг, длительность тренинга 60 минут. Число учащихся в группах — по мере их набора, но не более 10 человек.
Данная программа ориентирована на раскрепощение и решение внутренних психологических проблем пожилого человека, формирование у них активной жизненной позиции.
«Гимнастика для мозга»
Базовая программа групповых занятий включает в себя следующие темы:
- «Симметрия мозга».
- «Упражнения, пересекающие линию тела».
- «Упражнения, растягивающие мышцы тела».
- «Упражнения, повышающие энергию тела».
Программа рассчитана на 5 занятий, форма проведения занятия — тренинг, длительность тренинга 45 минут. Число учащихся в группах — по мере их набора, но не более 10 человек.
Данный блок занятий направлен на различные стороны личности пожилого человека, которые способствуют восстановлению межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитию мелкой моторики, памяти, внимания, речи и мышления.
При анализе заболеваемости клиентов геронтологического центра было выявлено, что среди них нет здоровых людей и характерно наличие множества заболеваний: в среднем на одного пожилого человека приходится более 5 заболеваний. Полученные результаты послужили поводом для разработки обучающих программ для больных с хроническими заболеваниями, целью которых стало внедрение современных здоровьесберегающих технологий для пожилых людей, проживающих в геронтологическом центре и улучшение качества их жизни.
В рамках проекта в геронтологическом центре созданы обучающие программы для пожилых людей по социально-значимым заболеваниям, таким как артериальная гипертония и сахарный диабет, были изданы обучающие методические пособия «Школа грамотного пациента».
Эти материалы были рецензированы внешними экспертами, преподавателями кафедры консультационной психологии и социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.
Для активизации образа жизни пожилых людей и более эффективной адаптации в работу геронтологического центра внедрен лечебно-активизирующий метод скандинавской ходьбы.
Результаты.
Итогом проведенной работы стали результаты, позволившие улучшить психологическую адаптацию пожилых людей, улучшить их удовлетворенность и качество жизни, сократить частоту осложнений хронических заболеваний, уменьшить показатели смертности пожилых людей, постоянно проживающих в учреждении. Правильно организованная работа с пожилыми людьми в геронтологическом учреждении, по мнению авторов, способствует активному долголетию, повышает качество предоставляемых социальных и психологических услуг пожилым людям.