«Территория творчества» (реабилитационная программа)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Программа «Территория творчества» направлена в первую очередь на деятельность по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цели и задачи.
Цель проекта — коррекция и развитие личности обучающихся, воспитанников на основе практической творческой деятельности.
Задачи проекта:
- помощь в адаптации к школе и социализации в общество,
- создание комфортной психологической атмосферы в школе,
- формирование положительных эмоциональных состояний у обучающихся,
- формирование позитивного отношения к жизни и здоровью;
- переориентация от девиантного поведения;
- оказание психологической поддержки;
- развитие творческих способностей;
- привлечение к развитию, самопознанию,
- формирование навыков сотрудничества и коммуникации.
Содержание проекта.
Программа реализуется в течение 2008–12 учебного года. Занятия по программе способствуют формированию позитивного отношения к жизни, здоровью, людям, пробуждению творческих ресурсных жизненных сил у обучающихся.
Основой программы является арт-терапия. Буквально этот термин переводится как «терапия искусством». Применяются в процессе занятий элементы авторских вариативных программ: «Изотерапия», «Тестопластика».
Дети специальной коррекционной школы обладают такими особенностями: требуют постоянного повышения мотивации, большой индивидуальной помощи, наличия зрительных опор при усвоении материала, подробных инструкций учителя. Поэтому в планы занятий включены упражнения на развитие всех анализаторов детей, задания на активизацию всех психических функций. Много моментов, повышающих интерес, усиливающих внимание учащихся.
Использование методов арт-терапии в занятиях с детьми — сиротами (рисование, роспись, лепка, составление коллажей, изготовление кукол и др.) позволяет устранить или смягчить негативные, агрессивные, депрессивные, суицидальные проявления психики обучающихся, помочь в формировании навыков общения с самим собой и другими, устранить последствия депривации.
Реализация программы «Территория творчества» осуществляется в 3 этапа. На подготовительном и первом этапах — в стенах школы, затем, на 2 этапе еще и в городском музейно — выставочном центре, городском Центре Занятости, детских библиотеках. 4 этап — мониторинг результативности, анкетирование, тестирование.
Творческий процесс — прекрасная возможность самовыражения. Дарение своих работ — возможность взаимодействия с социумом. Информационным сопровождением каждого подобного мероприятия становятся различные видео — фильмы и видео — презентации о творчестве.
«Территории творчества» — это постоянная психологическая работа в процессе творческий деятельности по проблемам, возникающим у ребят в школе, при общении со сверстниками. «Территория творчества» позволяет детям избавляться от внутренних проблем и переживаний, перенесенных еще в семьях, или тех детских учреждениях, где они находились ранее.
К участию в программе привлекается 90% ребят, проживающих в школе. В школе имеется постоянно действующая выставка работ участников программы «Территория творчества».
Результаты, выводы.
Благодаря занятиям по проекту «Территория творчества» у ребят снижается тревожность, конфликтность, агрессивность. Повышается мотивация к общению, учебному процессу. Положительные эмоции помогают воспитанникам в школьных и различных социально — значимых ситуациях, ребята становятся толерантными как со своими сверстниками, так и с взрослыми.
Создан «лист динамического наблюдения за учащимися» (представлен в разделе «Дополнительные материалы»), отражающий уровни сформированности навыков и функций воспитанников. В «динамическое наблюдение за учащимися» вносятся данные уровней развития психических функций учащихся в начале учебного года (сентябрь) и конце года (май). Это позволяет наглядно увидеть динамику формированности психических функций детей и определить, какие аспекты требуют усиленного внимания и развития.
Итоги мониторинга результатов работы за 2008–2012 год представлен в разделе «Дополнительные материалы».
Результативность отображается в информации, собранной в виде грамот, благодарственных писем и отзывов педагогов о мастер-классах, праздниках «Ярмарка ремесел», выставках творческих работ участников проекта.