«Учусь владеть собой» (курс психокоррекционных занятий для детей 7–10 лет)
В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии.
За период 2010–2011 уч. года в муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Нижнекамского Муниципального района Республики Татарстан (МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ) было 138 обращений родителей по вопросам поведенческих проблем детей младшего школьного возраста. В ходе работы психолога было выявлено, что в основании 59% (82 ребенка) проблем поведенческого характера лежит несформированность произвольности психической деятельности.
В связи с этим возникла необходимость создания курса занятий по формированию способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю.
Разработанный курс занятий был реализован в течение 2011–2012 уч. года. За данный период было выпущено 8 групп (64 ребенка).
Цели и задачи.
Цель: овладение навыками саморегуляции психической деятельности.
Задачи:
- развитие высших психических функций;
- развитие межполушарных связей;
- развитие внимания, самоконтроля;
- формирование произвольной регуляции двигательной активности, высших психических функций, экспрессивного поведения;
- обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
- релаксация.
Реализация проекта.
Формы и методы работы.
Занятия проводятся в групповой форме. Оптимальное число участников группы — 8 человек. Возраст — 7–10 лет. Занятия могут проходить индивидуально.
В программе используются следующие приемы и методы:
- кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий развивать произвольность двигательной активности;
- арт-терапия (рисование мандал);
- функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля),
- коммуникативные игры
- когнитивные упражнения;
- приемы релаксации.
Организация и проведение занятий.
Для эффективной реализации программы необходимо: просторное помещение, столы и стулья, магнитофон и музыкальные записи, чистые листы бумаги, карандаши, краски, коврики.
Формирование групп происходит на добровольной основе — по запросу родителей или рекомендациям специалистов. В группу входят дети одного возрастного диапазона, например 7–8 лет, 8–9 лет, 9–10 лет.
Количество занятий — 10. Продолжительность одного занятия — 1 час 20 минут. Целесообразно проведение занятий 2 раза в неделю.
Структура занятий.
- кинезиологические упражнения;
- рисование мандал;
- функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля);
- релаксация.
Механизм отслеживания оценки.
1. Результаты теста Тулуз-Пьерона (сравнительные результаты отражены в таблице).
Результаты исследования скорости переработки информации, развитости произвольного внимания и способности к произвольной концентрации у детей младшего школьного возраста (в %)
|
Скорость переработки информации |
Концентрация внимания |
||
До занятий |
После занятий |
До занятий |
После занятий |
|
Патология |
0 |
0 |
0 |
0 |
Слабая |
81,25 |
29,6 |
78,1 |
31,25 |
Средняя |
18,75 |
50 |
20,3 |
60,93 |
Хорошая |
0 |
18,75 |
1,5 |
7,8 |
Высокая |
0 |
1,5 |
0 |
0 |
Согласно результатам теста Тулуз–Пьерона, проведенного после курса занятий, наблюдается увеличение числа детей со средним и хорошим уровнем скорости переработки информации и концентрации внимания.
2. Отзывы родителей.
Мама Андрея Я.: «Андрей стал более собранным, учитель отметила улучшение в поведении ребенка на уроках…»
Мама Рустема Г.: « При написании диктантов Рустем стал совершать меньше ошибок, стал внимательнее — это заметили все и учитель и педагог дополнительного образования».
Бабушка Наташи Ф.: «Мы всей семьей отметили, что Наташа стала более самостоятельной — появился интерес к урокам. У нее стало меньше ошибок в работах и оценки улучшились…»