Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Петербургский проект "Институт Семьи"» (инициативный проект)


Автор:

В основе реалистичного оптимизма наших исследований экспериментально подтвержденное утверждение И. Канта «Нравственный закон внутри нас».

Методика М. Аткинсон «20 шагов», адаптированная нами, подтверждает, что главной внутренней потребностью-целью в жизни для 80% подростков и взрослых является радость. Радость для себя и других людей, для всего живого.

Суть методики вопросов в следующем. Человеку предлагается ответить на вопрос о том, что бы он хотел получить в данный момент больше всего… Зачем ему это нужно, что это даст ему. А если он получит желаемое, что это даст ему, зачем ему это нужно. И далее вопрос задается 20 раз. В нашем эксперименте в начале собеседования желания всех участников были разными, а на 20-м вопросе — одинаковыми. Все говорили: «Я хочу, чтобы на Земле был мир (гармония, красота, любовь, свет)». Это задание так и называется «Я хочу быть светом».

История проекта. 24 года назад (1988–991 гг.) мы обещали детям детского дома, что сделаем все, чтобы детских домов не было, а родители не оставляли своих детей. Ответ на вопросы детей и подростков, молодежи и взрослых людей «Почему так трудно жить?» и «Как жить?», почему семьи распадаются и можно ли предупредить «болезни» семьи: необходимо создании самого главного образовательного учреждения — Института Семьи» новой типа, в основе которого действенное сочувствие к ребенку, природе, самой семье.

Цели и задачи создания Института Семьи.

  1. Объединение заинтересованных людей и создание позитивной волны информации о неиспользованном потенциале и ценностях семьи. Предоставление всесторонней информации о становлении, развитии и будущем современной семьи, направлениях решения проблем.
  2. «Воспитание Целостной Любви Целостного человека» (П. Сорокин).
  3. Переориентация сознания на единство с миром: «Все во мне и я во всем»; формирование нового практического мышления (единство чувств, мыслей, поступков).
  4. Повышение статуса семьи.
  5. Принятие ответственности за свою жизнь и жизнь близких, понимание значимости образования и особенно самообразования в семье.

Содержание проекта.

Кому адресован проект.

Всем, кто любит и любим, всем, кто учится любить: 1) молодоженам; 2) семьям с детьми дошкольного возраста; 3) семьям с детьми школьного возраста; 4) семьям с детьми подросткового возраста; 5) многодетным семьям; 6) молодежи (будущим родителям); 7) самостоятельным мудрым взрослым (все мы из семьи).

Методология.

  1. Доминанта проекта — «Любовь»: «Без любви всё — ничто». Проблемы возникают потому, что иссякает любовь.
  2. Непрерывное образование (акад. Б.Г. Ананьев, докт. психол. наук Е. И. Степанова).
  3. Отличительной особенностью проекта является диалог — сотрудничество — со-творчество на разных этапах его создания: анализ проблем; формулирование ключевых направлений их решения; формирование образа, объединяющего участников разного возраста, пола, профессии, опыта; бережное преобразование ситуации.
  4. «Нравственный закон внутри нас…».
  5. Существуют сензитивные периоды развития ребенка. «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения — родине и государству». (А. И. Ильин. «О семье»).
  6. Бережное преобразование (10 шагов изменения ситуации).

Основные методы исследования.

Анализ ситуаций; тестирование; включенное наблюдение; анализ продуктов деятельности; обучающий эксперимент; экспертная оценка; лонгитюдное исследование, биографический метод, арт-терапевтические методы.

Актуальные проблемы в образовательных учреждениях и в семье похожи.

В 1988–2012 гг. нами выявлено 17 проблем (тем) образования и воспитания в семье и образовательных учреждениях разного типа (детский дом, детский сад, школа, интернат, педагогический колледж, психологический центр). Основных вопросов в образовании и воспитании, которым не уделяется должного внимания взрослыми — семь. Назовем их: 1) умение видеть в другом человеке его красоту, лик; 2) доверие себе, другим, миру; 3) способность создавать атмосферу дружеского общения; 4) понимание необходимости и умение преобразовывать негативные сценарии жизни в позитивные; 5) «возрастание в любви» к природе, другим людям, их творениям; 6) ценностно ориентированное образование; 7) творчество.

Если супруги не осознают значение этих основополагающих для современной жизни тем и не корректируют поведение ребенка, подростка, не направляют его деятельность в этих направлениях, то семья фактически не ориентирует ребенка, подростка, молодого человека на создание и развитие счастливой семьи.

Результаты. Институт Семьи существует.

В этом году мы подвести итоги и решились заявить о проекте. Создан сайт www. zhivoeozero. ru («Институт Семьи», «Живое озеро»), на котором представлены три сферы деятельности семьи, направляющих детей и взрослых к единству. Перечислим их: 1) помощь природе; 2) понимание мира ребенка (мир глазами ребенка); 3) включение семьи в культуру (семья в культуре и культура в семье).

Все эти направления представлены в пятой книге альманаха «Уроки Светописи» — «Ясная Книга. Время семьи в пространстве природы», подготовленной в течение 2012 года. На сайте представлены макет книги для печати и вариант книги с фотографиями, видео, аудио и фотоматериалы, презентации.

На сайте представлены также обзоры текстов, опубликованных в четырех альманахах «Уроки Светописи» (2006-2010 гг. ) по теме «Семья», «Экология»; а также образец мультипроекта для семьи: создан фильм «Лемболовское озеро. Красота, проблемы, надежды» (фильм создан А. С. Никаноровым).

Список опубликованной литературы, главы из книги Н. Е. Сальниковой «Работа с детьми. Школа доверия» («Питер», 2003), представляющие экспериментально проверенные программы занятий по актуальным темам, представлены на сайте www. zhivoeozero. ru.

Перспективы проекта.

В 2012-2013 гг. продолжается (и завершается) обсуждение статуса проекта, перспектив его развития с общественностью, специалистами, руководителями разного уровня, родителями: будет ли этот проект общественным проектом, «Петербургским проектом «Институт Семьи», станет ли он инновационной темой для какого-либо уже существующего Института Санкт-Петербурга или России? Возможно, этот мульти-проект станет ведущим интеграционным проектом для заинтересованных учреждений (Академии, Института, Университета, Университетского Образовательного Округа).

Какова современная форма, в которой бы проект существовал органично? Будет ли это Интернет-проект по типу ВИКИПЕДИИ, сотрудничество со СМИ, семейные проекты? На нашем сайте мы представили модель такого Интернет-проекта.


Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su