«Психология: исследование и практика» (Зимняя психологическая школа СПбГУ)
Полное название проекта
Зимняя психологическая школа студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология: исследования и практика»
Актуальность
На сегодняшний день область применения психологических знаний чрезвычайно велика. Спрос на качественных специалистов растёт, однако всё чаще можно столкнуться с проблемой некомпетентности психолога в той или иной области. Зачастую это связано с недостатком практической подготовки в рамках академического образования. Молодому специалисту необходимо не только обладать общими и специальными психологическими знаниями, но и иметь четкое представления о том, как работают специалисты его профиля, чтобы потом на основании этих представлений оттачивать собственные навыки практической работы. Речь идет о конкретных технологиях работы, психодиагностических методах и методиках, используемых в той или иной сфере, а также о социальных, экономических и юридических сторонах деятельности психолога в конкретной сфере. Для этого студенту-психологу необходимо общение с практикующими специалистами в той области, которую он избирает в качестве свой специализации, а специалисту необходим обмен опытом с коллегами в целях повышения профессиональной компетенции и расширения плоскости своих знаний. Зимняя психологическая школа дает почву для такого взаимообмена, который происходит посредством формализованного и неформализованного общения.
По причине того, что психология и как наука, и как практика включает в себя несколько отраслей, быть профессионально компетентным во всех из них невозможно. Поэтому уже на ранних этапах обучения будущий специалист должен выбрать специализацию. Самые большие затруднения с таким выбором возникают по причине отсутствия представлений о работе психологов в той или иной области. Представленность большинства отраслей психологии на Зимней психологической школе становится мощным фактором профессионального самоопределения студентов младших курсов.
Социальная, научная и практическая значимость
Зимняя психологическая школа значительно повышает качество образования благодаря тому, что участник Школы приобретает уникальные знания, которые невозможно получить в рамках университетского образования. Большую социальную значимость имеет направление «Социальное проектирование», в рамках которого рассматриваются наиболее актуальные проблемы нашего общества с возможностью последующей реализацией наработанных идей и составленных программ в рамках конкретного социального проекта.
Участниками Школы становятся студенты, аспиранты факультетов психологии вузов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также практикующие специалисты, приезжающие из различных регионов страны. Таким образом, существует возможность объединения в новые проектные группы для дальнейшей совместной работы. Взаимодействие на Школе представителей разных психологических школ часто перерастает в плодотворное научное сотрудничество. Оригинальные научные идеи, появившиеся в процессе групповой работы на Зимней психологической школе, получают толчок для дальнейшего развития в дипломных и диссертационных исследованиях.
Имея возможность взаимодействия не только с коллегами, но с представителями смежных специальностей, участники Школы расширяют свой кругозор. Кроме того, все большую актуальность начинает принимать междисциплинарный подход к проблемам человекознания.
Практически участники Школы узнают об оригинальных методах работы и имеют возможность, используя полученный опыт, применять эти методы в своей профессиональной практике.
Значение для развития психологии
Эффективное развитие научной мысли возможно при взаимодействии психологов-исследователей на всех этапах их научной деятельности, а не только на защите результатов дипломных и диссертационных исследований. Зимняя психологическая школа создает условия для наиболее эффективного общения студентов, аспирантов и специалистов с целью обсуждения задумок, гипотез, планирования исследований, результатов, достоверности и т.п.
Цели
Целью Зимней психологической школы является обмен опытом между студентами, аспирантами, преподавателями и практикующими психологами СПбГУ, вузов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья
Аудитория, на которую рассчитан проект
Для Зимней психологической школы характерно, что основную массу ее участников составляют студенты и аспиранты. Приглашенных преподавателей меньше, чем учащихся и молодых специалистов, однако именно они играют ключевую роль в получении новых знаний студентами и аспирантами. Таким образом, проект больше ориентирован на молодое поколение исследователей и практикующих специалистов, поскольку за ними будущее научной и практической психологии.
Основное содержание работы (или ее этапы)
Организация Школы проходила в 2 этапа:
1) На этапе подготовки работал информационно-технический отдел (рассылка информационных писем, приглашений, работа с электронной почтой), велась работа со спонсорами, была изготовлена сувенирная продукция, была произведена верстка и печать рабочей тетради участника ЗПШ
2) На этапе проведения Школы была организована встреча участников и размещение их в Доме отдыха и творчества союза театральных деятелей РФ в пос. Комарово. В течение 6 дней работы ЗПШ велась научная и культурно-досуговая программа.
Результаты, выводы
В работе ЗПШ-2006 приняло участие 200 участников, было проведено 89 проектов по 8 направлениям. По итогам Школы был выпущен сайт и диск с фото- видео- и информационными материалами. Были разработаны 8 социальных проектов, которые могут быть реализованы в различных городах и Вузах. Редакция газеты «Психолог с утра» подготовила 6 номеров, которые освящали все события Школы, мнения участников и т.д.