«Ракушка» (программа клуба для девочек-подростков с осложненным поведением)
Программа предназначена для работы с девочками, девушками младшего и среднего подросткового возраста (ориентировочно от 10 до 17 лет) в системе психологической помощи детям с трудностями в обучении и общении.
Известно, что в подростковом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Для этого возраста характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. У детей с трудностями в развитии все эти проблемы проявляются гораздо острее.
Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.
В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми. Как показывает наш опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Это относится не только к детям-сиротам, но и к детям из неблагополучных семей. Большой процент таких детей оказываются в нашем социально-реабилитационном центре.
Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятиях девочки не только получают знания о том, как общаться, но и получают представление о семейных традициях, о выборе профессии. Большое значение придается практическим занятиям, где девочки могут попробовать себя в роли матери, хозяйки (составляют меню, пеленают «ребенка», сервируют стол, готовят несложные блюда); делают первые шаги в выборе профессии (составляют жизненные планы, примеряют на себя разные профессиональные роли; учатся писать резюме и проходить собеседование).
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, а также творческому самовыражению.
Именно неформальная обстановка клубных занятий помогает ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения.
Ведущий является одним из образцов поведения, которое он демонстрирует участникам группы. В нашем случае занятия ведет психолог, который хорошо знает девочек-подростков. Девочки также хорошо знают психолога по психологическим занятиям, тренингам, которые он проводит начиная с момента поступления ребенка в СРЦ.
Сегодня существует немало программ и тренингов для подростков. Анализируя содержание различных программ для младших подростков, мы пришли к выводу, что в них недостаточно внимания уделяется вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости — повседневному этикету. Очень важно, чтобы подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. Поэтому мы включили в занятия методики по выработке у подростков элементарных правил вежливости. Через ролевое проигрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.
На занятиях используются известные большинству психологов игры и упражнения.
Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию. В первоначальный замысел занятия могут вноситься изменения прямо по ходу его ведения или накануне в связи с возникшим запросом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей).
Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Цели и задачи.
Цель программы: развитие социально-адаптивных возможностей девочек-подростков через участие в детском объединении.
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование навыков сотрудничества;
- развитие социального интеллекта (понимание поступков и действий другого человека, вербальной и невербальной экспрессии)
- развитие познавательных интересов;
- активизация творческих способностей;
- личностный рост и развитие в широком плане;
- расширение ролевого репертуара.
Реализация проекта.
Условия реализации программы:
- Количество детей в группе - от 7 до 15 человек
- Формы занятий – групповые, внутри самого занятия могут быть разные формы: группа, микрогруппа (команда), амфитеатр, «каруселька», пары, индивидуальная работа.
- Материально-техническое оснащение – большая тренинговая комната, желательно мягкое половое покрытие (ковер), необходимое количество стульев, 2 – 3 стола, компьютер, проектор.
- Режим занятий – 1 раз в неделю по 1,5–2 часа.
Традиции и ритуалы:
- перед каждым занятием готовятся билеты-приглашения в двух цветах (это поможет при необходимости разделить группу на две команды);
- к каждому занятию готовится слайд-презентация на определенную тему (это помогает участникам настроиться на занятие, познакомиться с некоторыми понятиями, определиться с целью занятия);
- на каждом занятии все участники обязательно получают в подарок маленькую ракушку;
- ритуал приветствия: в начале каждого занятия ведущие и участники озвучивают имя (настоящее или придуманное) и прикрепляют бейджик с этим именем на одежду;
- чаепитие с домашней выпечкой в конце занятия;
- знакомство новых участниц с правилами и задачами клуба;
- рефлексия с помощью большой ракушки (участницы говорят и передают ракушку по кругу).
Результаты.
К полученным знаниям, умениям и навыкам в процессе занятий в клубе «Ракушка», можно отнести следующее:
- развитие навыков общения, сотрудничества, внимательного отношения к себе и другим;
- формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
- формирование навыков сотрудничества; развитие эмпатии; расширение кругозора, словарного запаса;
- формирование представлений о выборе профессии;
- формирование жизненных целей;
- формирование способов саморегуляции в стрессовых ситуациях;
- умение приводить конфликтные ситуации к позитивному разрешению;
- знакомство с правилами этикета, расширение ролевого репертуара;
- усвоение знаний о нормах здоровой семейной жизни; развитие личной ответственности за свою семью;
- создание позитивного отношения к роли хозяйки дома; формирование навыков и умений по кулинарии, ведению хозяйства;
- умения и навыки в саморазвитии, принятия себя и изменений в себе;
- развитие творческого потенциала и осознание своей уникальности.