Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Я тебя понимаю» (творческая мастерская по подготовке специалистов к работе по содействию семейному жизнеустройству воспитанников детского дома)


Актуальность проекта.

Детский дом — это особая сфера жизни детей и работы специалистов, которых специально не готовит ни один ВУЗ. Профессиональная деятельность воспитателя детского дома отличается постоянным нервно-психическим и эмоциональным напряжением, обусловленным не только насыщенным и разнообразным функционалом, но и определенными моральными, личностными затратами. Имея благое намерение помочь, педагог требует, учит, сопровождает, контролирует… и по- своему любит их: порой агрессивных, несчастных, озлобленных.

О чем мечтает ребенок-сирота? Конечно, о жизни в семье. Однако, всегда ли с оптимизмом, надеждой и радостью воспитатели воспринимают идею об устройстве ребенка в замещающую семью? Часто у них возникает протест, сопротивление, неприятие. Причины таких реакций различны, в частности:

  • беспокойство о собственной жизненной стабильности;
  • страх за будущее ребенка;
  • отсутствие специальной психолого-педагогической компетентности у большинства специалистов;
  • невозможность (за насыщенной повседневностью) глубокого осмысления и отреагирования всего трагизма ситуации жизни ребенка без родителей.

Как правило, обозначенные причины лежат в основе отстранения воспитателей от участия в деятельности, направленной на семейное жизнеустройство воспитанников детского дома.

Все это показывают целесообразность поиска нового эффективного подхода к подготовке педагогов детского дома для сотрудничества со специалистами по жизнеустройству детей-сирот в замещающие семьи.

Представляется, что обращение к инновационным, а именно арт-терапевтическим, кинотерапевтическим методам позволит гуманизировать, оптимизировать обучение педагогов, работающих с детьми, лишенными родительского попечительства.

Уникальность проекта заключается в разработке и апробации инновационного арт-терапевтического подхода к обучению воспитателей детского дома при одновременном решении терапевтических и профилактических задач.

Реализация проекта.

Периодичность проведения занятий: 2 раза в месяц по 1,5–2 часа на базе структурного подразделения детского дома № 9 г. Череповца Вологодской области — Городского Центра развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Наши дети».

Контингент: педагоги детского дома № 9 в количестве 17 человек.

Тематический план.

Тема

Приоритетные формы, техники

1

«Все мы родом из детства…». Введение в тему

Творческий практикум с использованием арт-терапевтической техники «Каракули»

2

«Мир глазами ребенка-сироты»

Кинотерапевтический практикум, обсуждение

3

«Психология «чужого» ребенка»

Лекция с опорой на компьютерную презентацию, обсуждение

4

«Пути преодоления нарушений привязанности»

Лекция с опорой на компьютерную презентацию

5, 6

«Психолого-педагогические подходы к формированию понятия «семья» у воспитанников детского дома»

Метафорическая игра, лекция, обсуждение

7

«Семья. Семейные ценности»

Творческий практикум с элементами арт-терапии, дискуссия

8, 9

«Кто такие родители? Мужчина и женщина. Муж и жена»

Лекция, творческие проекты с элементами арт-терапии, кинотерапии, дискуссия

10

«Дети в семье. Мальчики и девочки»

Лекция, метафорическая игра

11, 12

«Использование элементов арт-терапии в деятельности воспитателя в рамках деятельности по семейному жизнеустройству воспитанников детского дома»

Практикум. Защита творческихх проектов

13

«Воспитатель как профессиональный родитель»

Арт-терапевтическая техника «Коллаж»

14

«Рефлексия»

Творческие отчеты, выставка работ

Полученные результаты.

  1. Для оценки результативности деятельности проекта для участников была разработана анкета. Анализ полученных данных показал, что, по результатам участия в работе группы, педагоги:
    • смогли проанализировать и обозначить свои индивидуальные личностные и профессиональные ресурсы;
    • освоили и применили в практике доступные арт-терапевтические техники;
    • разработали конспекты занятий в рамках реализации тем по семейному жизнеустройству воспитанников, частично их реализовали;
    • отметили важность «открытий»: о ресурсах арт-терапии, кинотерапии; о наличии терапевтических эффектов после занятий; о возможности совершенствования собственных моделей поведения;
    • приняли заинтересованное и результативное участие в реализации программ сближения воспитанников с потенциальными замещающими родителями.
  2. Статистический анализ деятельности Городского Центра «Наши дети» позволяет представить следующие данные:
    • за 2010–2011 учебный год в замещающие семьи устроено 5 воспитанников детского дома специалистами Городского Центра;
    • за 2011–2012 учебный год в замещающие семьи устроено 13 воспитанников при активном содействии воспитателей групп.
  3. В 2012–2013 учебном году участники обучения по собственной инициативе при поддержке руководителя проекта «Я тебя понимаю» разработали и реализуют на группах проекты, решающие отдельные задачи благополучного семейного жизнеустройства воспитанников:
    • «Радуга» — релаксационный проект, направленный на оптимизацию состояния и личностного благополучия дошкольников, имеющих негативный опыт проживания в семье;
    • «Кукольный дом» — интегрированный проект, направленный на формирование семейных ценностей у воспитанниц младшего и среднего школьного возраста с использованием элементов куклотерапии, кинотерапии;
    • «Я и закон» — правовой театр с элементами терапии, направленный на коррекцию поведения и формирование навыков конструктивного общения у мальчиков — воспитанников младшего и среднего школьного возраста.
  4. В 2012–2013 учебном году проект «Я тебя понимаю» реализуется для повышения компетентности педагогов и специалистов детских домов, служб, центров г.Череповца и Вологодской области.

Таким образом, деятельность творческой мастерской «Я тебя понимаю» представляется эффективной, показывает действительный интерес участников к повышению психолого-педагогической компетентности, к проблеме семейного жизнеустройства детей-сирот, готовность педагогов развиваться и сотрудничать.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su