Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Подготовка кандидатов в замещающие родители» (программа и рабочая тетрадь)


Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений — мир отношений между людьми, в котором каждый играет множество ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.

Международный опыт показывает, что воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей (опекунской, приёмной, патронатной) семье даёт возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребёнка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.

Одной из важнейших задач детского дома является социализация воспитанников, адаптация к активной жизни в обществе. Этой цели отвечают все структурные подразделения специализированных учреждений данного типа.

Уполномоченная служба по семейному устройству является частью указанной системы. Решаемые ею задачи соответствуют основным принципам работы детского дома.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: представления о семье у воспитанников детских домов, как правило, являются искажённым или не сформированы. С учётом этих особенностей и строится работа по подготовке граждан, выразивших желание принять ребенка (детей) на воспитание в свою семью.

Цель деятельности: социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посредством устройства их на разные формы семейного воспитания: усыновление/удочерение; опека/попечительство; приемная семья; патронатное воспитание.

Задачи:

  1. Информирование воспитанников о возможностях разных форм семейного устройства.
  2. Выявление воспитанников, желающих воспитываться в замещающей семье.
  3. Формирование у воспитанников представлений о нормах жизни в семье.
  4. Гармонизация отношения к прошлому, настоящему и будущему в восприятии воспитанников; создание у воспитанников позитивного образа семьи.
  5. Отбор и подготовка кандидатов в замещающие родители; работа в ШПР.
  6. Подготовка воспитанников и кандидатов в замещающие родители к созданию замещающей семьи.
  7. Создание замещающей семьи как средства социализации воспитанников.
  8. Создание благоприятных условий для конструктивного взаимодействия воспитанника и потенциального приемного родителя.
  9. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание.
  10. Повышение уровня информированности граждан о проблемах сиротства в целом и семейного устройства в частности: взаимодействие с органами опеки, попечительства и патронажа, отделениями социальной защиты населения, работа со СМИ, создание информационной продукции (буклетов, брошюр, рекламных плакатов) для населения.

Психологическая поддержка и сопровождение.

Одним из важных направлений работы Уполномоченной службы является психологическая поддержка и сопровождение потенциальных замещающих родителей, самих воспитанников и сложившихся замещающих семей.

Психологическая поддержка и помощь оказываются гражданам, выразившим желание принять ребенка на воспитание, оказывается в процессе подготовки, создания и сопровождения. Подготовка, создание и сопровождение замещающих семей проходят в несколько этапов:

  1. Работа с кандидатом, желающим принять ребёнка-сироту или оставшегося без попечения родителей, и его семьёй (по программе подготовки граждан, выразивших желание принять детей на воспитание в свою семью — Школа приемных родителей).
  2. Подготовка воспитанника к переходу в новую семью.
  3. Первичное взаимодействие ребёнка с кандидатом и членами его семьи.
  4. Работа с семейной историей воспитанника (ребёнок и его биологические родители), а также семейной историей кандидатов, и создание новой.
  5. Сопровождение замещающих семей.

Для реализации указанных этапов работы проводятся следующие виды психологической деятельности: просветительская работа; диагностика; консультирование; социально-психологический тренинг.

Используются как индивидуальная, так и групповая формы работы.

На первом этапе работы важно выявить представления потенциальных замещающих родителей о функциях замещающей семьи, о возрастных особенностях развития детей и об особенностях развития детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, т.е. воспитывающихся в условиях государственного учреждения соответствующего типа.

В соответствии с нормативными документами об организации и осуществлении деятельности по подготовке граждан подготовка кандидатов ведется по программе, адаптированной с учетом особенностей учреждения на основе Программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Минобрнауки России) и программы Учебно-методического центра « Детство».

Основная цель: создание замещающей семьи и подготовка кандидатов; формирование внутренней готовности граждан к осознанному и ответственному родительству, воспитанию ребенка, лишенного заботы и внимания взрослых.

В программу входит несколько блоков: психолого-педагогический; социально-правовой; медицинский.

Программа представляет собой тренинговые занятия и ряд консультативных встреч, направленных на:

  • ориентирование граждан в проблеме;
  • формирование представлений о ребенке-сироте,
  • осознание своей родительской позиции.

Так осуществляется подготовка в группах Школы приемных родителей в интерактивной форме (тренинг).

Также возможна подготовка кандидатов в индивидуальной форме. Чаще всего это родственники детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого специалистами Уполномоченной службы еще в 2008–2009 годах стала разрабатываться специальная программа подготовки кандидатов в замещающие родители и материалы рабочей тетради для кандидатов к ней (см. Приложение 1 и Приложение 2).

Предлагаемая программа и рабочие материалы к ней (рабочая тетрадь для кандидатов), конечно, не является совершенной и не охватывает все блоки и темы, необходимые для качественной подготовки граждан, выразивших желание принять на воспитание ребенка в свою семью. Но данная программа и рабочие материалы весьма полезны и эффективны при работе в индивидуальной форма с кандидатами, а также значительно повышают результативность работы в группе при использовании фрагментов, отдельных упражнений и заданий в сочетание с основной программой подготовки.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su