- Тараненко Ольга Николаевна
-, заведующий отделением , бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Катарсис» г. Нягань, (Нягань)
- Кочкина Юлия Евгеньевна
-, психолог, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Катарсис» г. Нягань, (Нягань)
Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком:
он лишь маленький беззащитный взрослый.
Ж.Сесброн
Актуальность.
Родительство — это часть личностной сферы человека, которая формируется на протяжении всей жизни. С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или неосознанно приобретают новую роль — родителей. Проблема заключается в том, что биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Настало время уделить основное внимание институту семьи. Одним из путей, способствующих укреплению статуса семьи, отца и матери в их социальной роли, является технология активной поддержки родителей, принципы и основные идеи которого актуальны и востребованы обществом. Вышеперечисленные обстоятельства и послужили факторами, стимулирующими разработку данного проекта. Следует отметить, что организация проекта является наиболее оптимальным видом помощи при работе с молодыми семьями. Внедрение проекта предполагает объединение молодых семей города, разрешение проблемных и кризисных ситуаций, проведение групповых и индивидуальных форм работы, беседы со специалистами учреждения.
Цели, задачи, новизна, практическая значимость.
Цель проекта — психолого-педагогическая помощь в формировании осознанного родительства на основе сотрудничества.
Задачи проекта:
- Оказание психоэмоциональной поддержки молодым родителям;
- Пропаганда семьи и семейных ценностей;
- Развитие умений и навыков детей;
- Ранняя профилактика семейного неблагополучия.
Практическая значимость проекта заключается в возможности формирования родительской компетенции и грамотности; получения конкретных психолого-педагогических рекомендаций; выработки стратегии родительского поведения как профилактики нарушения детско-родительских отношений и семейного неблагополучия.
Новизна проекта в том, что впервые в городе Нягани организованы занятия по взаимодействию родителей и детей, с использованием в работе инновационной методики Марте Мео, направленной на совместный просмотр видеозаписи и разъяснение педагогических ошибок при воспитании ребенка и развитие родительских навыков.
Этапы и сроки реализации проекта
Основной вид деятельности — групповая коррекционно-развивающая работа.
Целевая группа — родители и дети от 1 до 3 лет. Количество участников проекта составляет 150 человек.
Продолжительность проекта составляет 2 года.
Основное содержание социально-психологического проекта «Родительская азбука», заключается в следующих этапах реализации программы: организационный, реализующий, аналитический.
I этап: организационный. На данном этапе наиболее активно ведется информационно-просветительская работа. Тщательно готовится и распространяется качественная и достоверная информация (буклеты, брошюры, статьи в СМИ) по вопросам укрепления роли родителей в семейном воспитании детей от 1 года до 3 лет. Проводятся ознакомительные беседы с населением по проблеме формирования ответственного родительства и ранней профилактике семейного неблагополучия. Назначаются ответственные специалисты в реализации данного проекта.
II этап: практический. На данном этапе предполагается формирование целевых групп для участия в занятиях. Занятия в «Родительской азбуке» предполагают один курс (2,5 месяца) занятий. Периодичность занятий — 2 раза в неделю. Численность группы — 5–6 семей.
- две группы родителей с детьми от 1 до 2 лет.
- две группы родителей с детьми от 2 до 3 лет.
«Родительская азбука». Цель: психолого-педагогическая помощь в формировании осознанного родительства на основе сотрудничества, оказание психоэмоциональной поддержки родителям с детьми от 1 года до 3 лет. Организация и обеспечение функционирования занятий «Родительская азбука» считается целесообразным, так как родители не полностью имеют знания об особенностях психомоторного и психофизического развития детей от 1 года до 3 лет. Задача специалиста создать условия для эмоционального контакта родителя с ребенком. Помочь в выборе оптимальной стратегии воспитания ребенка и мягкой адаптации к дошкольному учреждению. В план проекта включены совместные занятия с папами.
В процессе реализации проекта предполагается использовать инновационный метод Марте Мео, включающий совместный анализ видеоматериалов, а также игровую терапию, арт-терапию, песочную терапию, музыкотерапию, сеансы релаксации, сказкотерапию, эмоционально-образную терапию, метод групповой дискуссии.
III этап: аналитический — предусматривает проведение анкетирования с участниками проекта, с целью оценки эффективности проделанной работы, а также дальнейшее применение полученного опыта специалистов в разработке инновационных технологий в работе с семьей.
Результаты.
Ожидаемые результаты:
- Повышение родительской психолого-педагогической компетенции;
- Мотивация родителей к самостоятельному решению детско — родительских проблем;
- Мягкая адаптация детей к дошкольным учреждениям;
- Развитие сенсомоторных навыков;
- Повышение информированности всех членов семьи о получении социальных услуг учреждения.
Качественные результаты реализации программы:
- Подготовка ребенка к посещению детского дошкольного учреждения.
- Адаптация семьи к новому этапу социализации ребенка (преодоление кризиса трех лет).
- Информационное обеспечение граждан.
- Использование родителями социально и личностно приемлемых средств, для самостоятельного решения детско-родительских проблем.
Количественные результаты реализации программы.
За 2012 г. было проведено 82 развивающих занятия. Было охвачено 232 человека, из них взрослых — 117, детей — 115. Социально-психологический проект для родителей с детьми от 1 года до 3 лет «Родительская азбука» способствует развитию познавательной активности ребенка, самостоятельности, любознательности, развитию творческого потенциала, возникновению потребности играть с другими детьми, развитию эмоциональной и коммуникативной сфер. Наблюдается эмоциональная близость между родителем и ребенком.