«Мастерская речи, или Как помочь ребёнку стать успешным. Курс "Волшебный сундучок детства"» (методическое пособие для дошкольных психологов, учителей-логопедов, воспитателей старших и подготовительных групп)
Курс «Волшебный сундучок детства» составлен на основе программ курса «Психологии Общения», О.А. Шорохова «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., «Практикум по креативной терапии».
Сказка в жизни детей младшего дошкольного возраста играет важную роль. Именно через сказку дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции. Человек учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной монологической речи.
Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Сказка эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте, потому что:
- во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Об этом говорят многие другие авторы, например, Л.П. Стрелкова в книге «Уроки сказки» отмечает, что только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т.п. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми»;
- во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать, понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих отношениях, а потому, что положения героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
При проведении совместно-организованной деятельности с детьми по развитию связной монологической речи средствами сказкотерапии данного курса каждый ребёнок имеет возможность выразить свои истинные, реальные чувства, мысли, переживания, а не только образы, навязываемые социальными ролями. Во время проведения коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуально — психологические особенности детей, уровень их возможностей и реальных достижений. На занятиях с учётом гендерного обучения и воспитания учитывается и пол ребёнка. В группе, где находятся, и девочки и мальчики занятия носят более эмоциональный, творческий характер, так как эмоционально окрашенная информация вызывает у девочек повышенное внимание и усиливает осмысление. Девочке легче принять решения, размышляя вслух, что в глазах мальчишек выглядит нелепо, так же девочки предпочитают сотрудничество, соревнование их тревожит, а для мальчиков больше подходит соревновательный стиль.
Для повышения эффективности занятий применяются различные наглядно-демонстративные пособия, мультимедийный проектор, экран, компьютер, видео- и аудиоматериал.
Цели и задачи.
Цель: формирование связной монологической речи у детей с ОНР посредством сказок.
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Программа рассчитана на неполный курс обучения 8 часов в соответствии с учебным планом. Занятия проводятся с подгруппой (7–8 человек) 1 раз в неделю в течение 30–40 минут.
Результаты, ожидаемые от реализации программы:
- овладение навыками монологической связной речи;
- овладение навыками эффективного общения в группе.