«Осмысленное чтение. Новая технология обучения» (учебно-методическое пособие )
Актуальность, научная и практическая значимость.
Современная ситуация в обучении чтению и письму предполагает решение следующих противоречий: с одной стороны, растет количество детей с задержками речевого развития; с другой — это явление не должно становиться тормозом для умственного развития всех детей.
Новая технология должна давать возможность одновременно двигаться вперед каждому ученику в своем темпе и в то же время давать возможность качественного усвоения материала тому, кто к этому недостаточно готов. То есть по мере созревания физиологических функций мозга, каждый ученик будет способен включаться в предлагаемый темп обучения, не отставая и без больших перегрузок.
Следовательно, обучение детей с отставанием в речевом развитии и без него требует таких методов обучения, которые помогали бы преодолевать общее недоразвитие речи и в то же время могли продвигать в обучении тех, кто не имеет речевых отклонений.
Основное содержание работы.
В предлагаемом учебно-методическом пособии описаны четыре этапа обучения, из которых состоит технология обучения осмысленному чтению.
1-й этап, первоначальное чтение, представлен таблицами Звуко-буквограда и карточками-подсказками.
2-й этап, словесное чтение, представлен карточками-столбиками, карточками-горками и карточками коротких заданий.
3-й этап, фразовое чтение, представлен карточками-предложениями.
4-й этап, текстовое чтение, представлен образцами работы с текстами по принципу самообучения.
Первые три этапа являются подготовительными для текстового чтения. Чем лучше будут решены задачи на первых трех этапах, тем легче ребенок будет читать и усваивать текст.
Предлагаемая технология первоначального чтения предполагает следующее:
- знакомство со всем алфавитом (визуально) — опора на зрительное восприятие, где все поле букв и их сочетаний служит фоном при выделении тех букв, которые изучаются;
- изучение новых букв по этой технологии должно проходить не по одной, а по группам (по 5–7 букв за одно занятие, не требуя усвоения всех на одном уроке). Это дает возможность быстрого изучения букв теми, кто к этому готов, и постепенного (медленного) усвоения учениками, имеющими проблемы в речевом развитии. Повторение букв должно проводиться с использованием разнообразных приемов запоминания, а также включение их в более сложные конструкции (слоги, слова, предложения, стихи, тексты);
- предполагается развитие всех видов речи (слушания, говорения, чтения и письма) на каждом занятии, т. е. развитие индивидуального стереотипа речевой деятельности;
- использование квалиметрии (метод количественной оценки качества — по Субетто А.И.) на каждом занятии, на каждом этапе чтения и при письме печатных букв для развития мелкой моторики пальцев и глазомера;
- широкое использование игровых методов, пения, а также работа по настройке звучания голоса и выразительности речи.
До сих пор традиционная методика обучения предлагала поэтапное, последовательное, линейное изучение материала. В настоящее время необходим переход на интенсивные, глобальные, еще более целостные формы обучения. Следует больше опираться на природный потенциал детей, меньше давать знаний в готовом виде, больше создавать возможности для наблюдения, погружения в изучаемый материал для подведения детей к самостоятельным открытиям. Таблицы, которые предлагаются в новой технологии, позволяют это сделать. Работа по таблицам дает возможность соединить при обучении чтение и письмо. Письмо не только ручкой, но и по таблице, с показом нужных букв и складов. Это дает возможность ученику делать одновременно и анализ (устной речи), и синтез слов (показанных на таблице). При изучении букваря учитель этого делать не может, поскольку дети читают только то, что написано на открытой странице учебника. В таблице же они могут выбрать любой слог при «письме» (показе) сказанного слова. Следовательно, происходит погружение в устную и письменную речь целиком. Идет одновременное движение от общего к частному и от частного к общему. Дети имеют возможность сразу погрузиться в речевой поток, составить предложение и тут же его «писать» по таблице, а значит, расчленять на слова, слоги и буквы (звуки). Читая предложение по таблице, ученик объединяет все в обратной последовательности (от слогов к словам, от слов к предложению). При этом можно сосчитать количество слов в предложении, количество слогов и букв в словах.
Обучение чтению по «Звукобуквограду» является последней заключительной разработкой, которая позволила автору назвать технологию обучения осмысленному чтению законченной.
В это пособие включены ранее разработанные этапы словесного и фразового чтения, а также обновлен четвертый этап обучения — развивающего текстового чтения.
В предлагаемой технологии самообучения осмысленному чтению ученик имеет возможность самостоятельно читать текст, самостоятельно (письменно) отвечать на вопросы, самостоятельно оценивать свои ответы и проводить самоанализ чтения. Практическое использование этой технологии показало возможность развития у детей таких важных умений, как самооценка и самоанализ.
Результаты, выводы.
Применение этой технологии в школах Санкт-Петербурга, Пушкина, Кировска привело к положительному результату — повышению обучаемости учеников.