«Профилактика суицидов в среде учащейся молодежи» (образовательная программа в помощь работникам системы образования в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в среде учащейся молодежи)
«Не обстоятельства управляют мной,
а я управляю собой в этих обстоятельствах»
Актуальность.
В настоящее время в общем числе самоубийств, ежегодно регистрируемых в мире, Российской Федерации, вышедшей по уровню самоубийств на второе место, принадлежит доля, несоизмеримая с соотношением населения страны.
По данным Международного независимого центра информации, число самоубийств и попыток самоубийств по России в XXI веке возросло по сравнению с 1985 г. в десять с лишним раз.
За последние два года по сведениям, предоставленным субъектами Российской Федерации, доля совершенных суицидальных актов в среде учащейся молодежи и детей (в расчете от общего числа завершенных суицидов во всей популяции населения страны) возросла с 15% до 16,2%. Все это характеризует суицид как один из социальных феноменов, т. е. как относительно устойчивое социальное явление.
В соответствии с Законом «Об образовании» и основными положениями приоритетного национального проекта «Здоровье» образовательные учреждения, кроме главной государственной задачи, стоящей перед ними, — воспитывать и обучать подрастающее поколение, несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, помогают своим воспитанникам адаптироваться в обществе и противостоять негативным явлениям.
Особую роль в социальном формировании молодого человека, его образа жизни и поведения играет учебная деятельность, которая носит не только позитивный, но порой и негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности субъекта. Семейные и школьные конфликты, возрастающая учебная нагрузка, процесс подготовки и сдачи экзаменов, неконструктивные межличностные отношения в учебной группе, являются причиной возникновения психологической нагрузки и накладывают свой отпечаток на психическое и физическое состояние учащейся молодежи.
Несовершеннолетние, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми и психологически беспомощными перед жизненными трудностями, состоянием неуверенности в завтрашнем дне. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия психоэмоционального напряжения, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, и, как наблюдается в последнее время, — суицидам, что является своего рода ответом на хроническое эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми, в особенности, если эти люди находятся в состоянии беспокойства или сами страдают от эмоциональных проблем. Это выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении учебы, работы и жизни вообще.
Научная новизна и практическая значимость.
Научная новизна заключается в том, что предложенное социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в виде работы на уровне первичной профилактики с учащейся молодежью в учреждениях системы образования основано на положениях теории «Копинг-поведения» Р. Лазаруса, на принципах трансактного анализа Эрика Берна, законах и аксиомах коммуникации.
Практическая значимость проекта состоит в том, что теоретические положения, эмпирические данные и практические рекомендации могут быть использованы специалистами, осуществляющими реализацию задач приоритетного национального проекта «Здоровье». На основе методов современных психологических технологий, разработаны программы занятий для работы с учащейся молодежью в учреждениях системы образования по формированию стрессоустойчивого поведения.
Разработанное методическое пособие представляет собой научно-обоснованные дидактические материалы для практикующих учителей.
Основное содержание проекта.
Традиционно выделяют три вида психопрофилактики: первичную, вторичную и третичную.
В методическом пособии анализируются задачи первичной психопрофилактики. К ним относится определение предполагаемой «группы риска» (лиц с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья) и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам. Выделяются два основных направления: просвещение и тренинги.. Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной психопрофилактики, которая ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психологического здоровья - освоение и раскрытие ресурсов личности, психологическую поддержку человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.
Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших психологических нарушений, на уменьшение их проявлений, облегчение течения и улучшение исхода.
Третичная психопрофилактика способствует предупреждению рецидивов.
Теоретическая часть методического пособия посвящена вопросам оценки суицидального поведения и анализу различных феноменов, включаемых в это понятие.
Целью данного методического пособия является анализ суицида не как социального явления, а только как персонального (индивидуального) суицида и непосредственного суицидогенного влияния конкретного самоубийства на отдельного человека. Возрастная категория — учащаяся молодежь.
В работе используется принцип индивидуального подхода к лицам, обнаруживающим те или иные варианты аутоагрессивного поведения. Основное внимание уделено анализу поведения лиц, совершивших суицидальную попытку и оставшихся в живых по не зависящим от них обстоятельствам.
В процессе суицидологического анализа рассматриваются этапы покушения на самоубийство, делается акцент на особенности эмоциональных переживаний досуицидального периода.
В практической части методического пособия сделана попытка выявления группы «суицидального риска», представлено описание психотипов по результатам проведения классической методики «ПДО» А.Е. Личко. Представлены методики «Личностная агрессивность и конфликтность», тест Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях», диагностика состояния агрессии «Опросник Баса-Дарки», «Методика самооценки, личностной тревожности, фрустрированности и ригидности».
Также в практической части представлены две программы тренинговых занятий: коммуникативно-поведенческий тренинг и тренинг проблеморазрешения.
Выводы.
При разработке профилактических программ акцент был сделан на то, чтобы предложить альтернативные виды поведения в фрустрирующей ситуации учащимся выпускного класса.
По результатам реализации программ наблюдается устойчивая положительная динамика в освоении приемов и методов психологической поддержки, приемов саморегуляции, навыков рефлексии, способов релаксации.
Цикл занятий по данным программам дал возможность удовлетворить актуальные потребности каждого участника в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации.
Эффективность проекта заключается в том, что внедрение представленных профилактических программ в учреждения системы образования на этапе первичной психопрофилактики может помочь молодым людям научиться управлять своими эмоциями в социальных ситуациях разного типа.