Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Профилактика суицидов в среде учащейся молодежи» (образовательная программа в помощь работникам системы образования в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в среде учащейся молодежи)


«Не обстоятельства управляют мной,
а я управляю собой в этих обстоятельствах»

 

Актуальность.

В настоящее время в общем числе самоубийств, ежегодно регистрируемых в мире, Российской Федерации, вышедшей по уровню самоубийств на второе место, принадлежит доля, несоизмеримая с соотношением населения страны.

По данным Международного независимого центра информации, число самоубийств и попыток самоубийств по России в XXI веке возросло по сравнению с 1985 г. в десять с лишним раз.

За последние два года по сведениям, предоставленным субъектами Российской Федерации, доля совершенных суицидальных актов в среде учащейся молодежи и детей (в расчете от общего числа завершенных суицидов во всей популяции населения страны) возросла с 15% до 16,2%. Все это характеризует суицид как один из социальных феноменов, т. е. как относительно устойчивое социальное явление.

В соответствии с Законом «Об образовании» и основными положениями приоритетного национального проекта «Здоровье» образовательные учреждения, кроме главной государственной задачи, стоящей перед ними, — воспитывать и обучать подрастающее поколение, несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, помогают своим воспитанникам адаптироваться в обществе и противостоять негативным явлениям.

Особую роль в социальном формировании молодого человека, его образа жизни и поведения играет учебная деятельность, которая носит не только позитивный, но порой и негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности субъекта. Семейные и школьные конфликты, возрастающая учебная нагрузка, процесс подготовки и сдачи экзаменов, неконструктивные межличностные отношения в учебной группе, являются причиной возникновения психологической нагрузки и накладывают свой отпечаток на психическое и физическое состояние учащейся молодежи.

Несовершеннолетние, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми и психологически беспомощными перед жизненными трудностями, состоянием неуверенности в завтрашнем дне. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия психоэмоционального напряжения, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, и, как наблюдается в последнее время, — суицидам, что является своего рода ответом на хроническое эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми, в особенности, если эти люди находятся в состоянии беспокойства или сами страдают от эмоциональных проблем. Это выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении учебы, работы и жизни вообще.

Научная новизна и практическая значимость.

Научная новизна заключается в том, что предложенное социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в виде работы на уровне первичной профилактики с учащейся молодежью в учреждениях системы образования основано на положениях теории «Копинг-поведения» Р. Лазаруса, на принципах трансактного анализа Эрика Берна, законах и аксиомах коммуникации.

Практическая значимость проекта состоит в том, что теоретические положения, эмпирические данные и практические рекомендации могут быть использованы специалистами, осуществляющими реализацию задач приоритетного национального проекта «Здоровье». На основе методов современных психологических технологий, разработаны программы занятий для работы с учащейся молодежью в учреждениях системы образования по формированию стрессоустойчивого поведения.

Разработанное методическое пособие представляет собой научно-обоснованные дидактические материалы для практикующих учителей.

Основное содержание проекта.

Традиционно выделяют три вида психопрофилактики: первичную, вторичную и третичную.

В методическом пособии анализируются задачи первичной психопрофилактики. К ним относится определение предполагаемой «группы риска» (лиц с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья) и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам. Выделяются два основных направления: просвещение и тренинги.. Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной психопрофилактики, которая ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психологического здоровья - освоение и раскрытие ресурсов личности, психологическую поддержку человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших психологических нарушений, на уменьшение их проявлений, облегчение течения и улучшение исхода.

Третичная психопрофилактика способствует предупреждению рецидивов.

Теоретическая часть методического пособия посвящена вопросам оценки суицидального поведения и анализу различных феноменов, включаемых в это понятие.

Целью данного методического пособия является анализ суицида не как социального явления, а только как персонального (индивидуального) суицида и непосредственного суицидогенного влияния конкретного самоубийства на отдельного человека. Возрастная категория — учащаяся молодежь.

В работе используется принцип индивидуального подхода к лицам, обнаруживающим те или иные варианты аутоагрессивного поведения. Основное внимание уделено анализу поведения лиц, совершивших суицидальную попытку и оставшихся в живых по не зависящим от них обстоятельствам.

В процессе суицидологического анализа рассматриваются этапы покушения на самоубийство, делается акцент на особенности эмоциональных переживаний досуицидального периода.

В практической части методического пособия сделана попытка выявления группы «суицидального риска», представлено описание психотипов по результатам проведения классической методики «ПДО» А.Е. Личко. Представлены методики «Личностная агрессивность и конфликтность», тест Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях», диагностика состояния агрессии «Опросник Баса-Дарки», «Методика самооценки, личностной тревожности, фрустрированности и ригидности».

Также в практической части представлены две программы тренинговых занятий: коммуникативно-поведенческий тренинг и тренинг проблеморазрешения.

Выводы.

При разработке профилактических программ акцент был сделан на то, чтобы предложить альтернативные виды поведения в фрустрирующей ситуации учащимся выпускного класса.

По результатам реализации программ наблюдается устойчивая положительная динамика в освоении приемов и методов психологической поддержки, приемов саморегуляции, навыков рефлексии, способов релаксации.

Цикл занятий по данным программам дал возможность удовлетворить актуальные потребности каждого участника в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации.

Эффективность проекта заключается в том, что внедрение представленных профилактических программ в учреждения системы образования на этапе первичной психопрофилактики может помочь молодым людям научиться управлять своими эмоциями в социальных ситуациях разного типа.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 27 читателей
12.03.2024 22:08:11Назарова Ольга

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su