«Развитие через юмор» (информационно-организационный проект)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Целью проекта являлось создание пространства для информационного и творческого сотрудничества психологов по рефлексии и осмыслению проблемы юмора, превращению юмора в средство развития личности, общества и науки.
Актуальность проекта обоснована социальной ситуацией среди специалистов, исследующих проблему юмора и состоянием проблемы юмора в науке:
- рост количества исследований юмора при отсутствии в России профессионального сообщества юморологов;
- наличие большого количества ученых, осознающих, что юмор является серьезной проблемой науки и необходимой компетенцией в жизни, но для которых юмор находится на переферии их личных научных интересов;
- появление исследователей, осознающих, что разработки по проблеме юмора продвигают общую методологию, теорию и практику психологической науки;
- отставание юморологии в России;
- методологический плюрализм исследований при отсутствии современной ключевой идеи исследований юмора, каковой может быть идея юмора как средства развития личности, общества и науки.
Научная значимость проекта обоснована тем, что плюрализм научных и житейстких представлений о юморе может быть обобщен положением о том, что юмор является средством (психологическим орудием) развития личности, общества и науки.
Практическая значимость проекта обоснована тем, что тезис развития через юмор позволяет продвигать идею позитивного конструктивного и развивающего юмора, создавать идейную основу для разработки и использования практическими психологами методик развивающего юмора.
Новизна проекта заключается в подходе, заложенном автором проекта к предалагаемой им и другими участниками информации, при котором публикуемая информация о юморе (высказывания великих о юморе, мысли участников о юморе, статьи о юморе и смежных проблемах, о социальных проблемах, связанных со смехом и юмором, ассоциации и др.) интерпретируется автором и участниками проекта с точки зрения истории вопроса в науке и того, как она может служить развитию личности, общества и науки.
Состав участников: При том, что юмор — это прежде всего проблема психологии, приглашаются представители разных профессий, для которых юмор лежит в центре или на переферии научных и /или жизненных интересов. Это позволяет реализовывать междисциплинарный подход к психологической проблеме юмора, а также оперативно получать обратную связь от представителей и потребителей психологии о разрабатываемых автором проектах идеях и предлагаемых участниками.
Ограничения обусловлены тем, что хотя в составе группы присутствуют ведущие ученые психологи, разработавшие и разрабатывающие теорию юмора, методики диагностики юмора, тренинги по развитию компетенции к с юмору, смежные и/или аналогичные юмору по сложности проблемы, но они редко обладают временем для активного участия в проекте.
Содержание и этапы проекта.
Основные этапы проекта:
- Весна 2011 – весна 2012. Организационно-информационный.
- Весна 2012 –осень 2012. Дискуссионный этап.
- Осень 2012 –зима 2012. Итоговый этап.
Содержание проекта определяется основными дискуссиями летом 2012 года.
1. Проблема смехотерапии в хосписах. Представлена на обсуждение в группе философом. Автором в комментариях дана справка о истории и теории вопроса на основе работ Н. Казинса и др. Участниками предложены аргументы за и против использования юмора в лечении опасно больных и общении с ними. Получено предостережение от д. философских наук о рисках использования юмора в общении с опаснобольными.
2. Использование юмора как средства профилактики профессионального выгорания. Представлена на обсуждение психологом-профконсультантом. Автором проекта изложены свои взгляды на разработку методов юморо-профилактики, из которых следует, что разработку оптимально вести на основе идей В. Франкла о юморе как средстве трансценденции проблем и состояний и В.Шкловского о способности человека к эстетическому остранению как целостному взгляду на события и жизнь. Идеи автора одобрены и получили развитие в обсуждении. Профконсультантом высказана идея о актуальности создания методического буклета о юморе как средстве профилактики профессионального выгорания.
3. Природа юмора. Представлена в виде вопроса «через что развивается юмор» доктором психологических наук. Автором предложен ответ на основе современных достижений в юморологии о том, что через способность к эстетическому восприятию действительности. Вызвано оживленное обсуждение, в результате которого выявлено, что стереотипной является идея развития юмора через креативность. Получила одобрение идея участника о том, что юмор развивается через доброту и парадокс. После дискуссии автором проекта были заданы закрытые вопросы о том, через что развивается юмор, на что он направлен и за что смеются над другими людьми. Предлагались варианты вопросов исходя из исторических воззрений философов и психологов на юмор, варианты ответов добавлялись участниками. Отталкиваясь от этого опроса, автор проекта ведет разработку опросника, диагностирующего мировоззрение через отношение к юмору. Участником проекта, дипломатом, была выдвинута новая, научно значимая идея о том, что юмор в межличностных отношениях представляет собой проекцию собственных проблем и взглядов. Требующей дискуссии осталась проблема связи юмора и творчества
4. Проблемы этологии юмора. Проблема представлена автором проекта в виде юмористического эссе «Разговор о юморе с котом Малютой». В эссе посталены некоторые важные проблемы развития психики в филогенезе и интерпретации этологических наблюдений за проявлениями юмора у животны. Значимость проблемы получила признание со стороны ученых, разрабатывающих общие закономерности развития психики.
5. Проблема юмора психологов. Представлена на обсуждение доктором психологических наук в виде публикации о двух книгах «Психологи шутят». Обсуждалась почти неконструктивно, однако осознано значение проблемы специфики юмора психологов и в частной жизни и в работе с клиентами
6. Проблема тренингов юмора. Поставлена автором проекта в виде информации о научно-популярной книге В.П.Шейнова «Тренинг остроумия: тесты, тосты» (Мн. 2010). Значимость необходимости таких тренингов признана основателем международной ассоциации исследователей юмора и специалистом по разработке тренингов. Автором проекта представлен на обсуждение разработанный и проводимый им тренинг «Саморазвитие через юмор», однако оценен как разработанный в слишком академическом стиле. Проблема создания тренингов, использующих юмор как средство развития личности остается открытой
Результаты, выводы.
Результаты. Проект оценен участниками даже как имеющий креативно-аналитический и научно-просветительский характер.
Организационные выводы: работу по продвижению идеи развития через юмор следует продолжать, увеличивая информационное пространство. Уже создана группа «humorology / юморология» на Фэйсбуке для профессиональных юморологов и методологов науки. Будет организована группа «Развитие через юмор» на информационном ресурсе ассоциации практических психологов ГИПНАРТ, будет возобновлена активная деятельность группы «Развитие через юмор» на Фэйсбуке летом 2013 года в период отпуска автора проекта и ведущих участников группы. Будут привлекаться новые участники группы через ее рекламу в группах, объединяющих специалистов по психанализу, семейной терапии, гештальтпсихологии, практических психологов в образовании, рекламе и другим маркетиновым коммуникациям.
Научные выводы: актуальными для разработки являются следующие проблемы:
- проблема юмора как средства профилактики профессионального выгорания;
- проблемы этологии юмора;
- проблема юмора психологов;
- проблема тренингов юмора;
- проблема связи юмора и творчества;
- проблема юмора в межличностных отношениях как проекции мировоззрения и характера.
Адрес проекта:
группа «Развитие через юмор» на www.facebook.com