«Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности школьников на основе "Технологии формирования инициативности, самостоятельности, ответственности Мониной Г.Б."» (развивающая психолого-педагогическая программа внеурочной деятельности обучающихся)
Актуальность.
В связи с требованиями Федеральных государственных стандартов к личностному развитию учащихся, возникает необходимость в разработке программ направленных на развитие личностных качеств учащихся, таких как самостоятельность, ответственность, инициативность.
Научная и практическая значимость
Научная значимость проекта заключается в разработке психолого-педагогической программы внеурочной деятельности обучающихся. Программа представляет собой комплексную систему работы, направленную на развитие коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Практическая значимость проекта.
- Инструмент реализации ФГОС. Реализуя данную программу, педагоги, психологи, смогут эффективно строить свою работу по развитию универсальных личностных и регулятивных действий для основного общего образования.
- Пошаговый алгоритм формирования — инициативности, самостоятельности, ответственности.
- Подобран диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности инициативности, самостоятельности, ответственности обучающихся.
- Методы ведения занятий выбираются исходя из их выраженной практической направленности. Приоритетными формами обучения являются: игровые технологии, групповые дискуссии, ролевое проигрывание, арт-терапия.
Цель и задачи программы.
Цель данной программы — создание условий для развития самостоятельности, инициативности, ответственности детей младшего подросткового возраста.
Реализация данной программы по достижению указанной цели решается следующими задачами.
- Разработка концептуальных и научно-методических основ создания Программы.
- Составление программы на основе «Технологии формирования инициативности, самостоятельности, ответственности» (Монина Г.Б.).
- Создание целостной системы работы, направленной на формирование необходимых для развития личности младших подростков качеств — инициативности, самостоятельности, ответственности.
- Формирование у детей представления об основных личностных качествах (самостоятельность, инициативность, ответственность) и их значении в учебной деятельности.
- Формирование активной позиции ребенка, осознание им ответственности за собственное поведение и за результаты учебной деятельности.
- Развитие навыков и умений у детей по целеполаганию и планированию, самопрезентации, эффективному межличностному взаимодействию.
- Изучение влияния специально организованного обучения, направленного на формирование самостоятельности, инициативности, ответственности у детей, и прослеживание динамики развития самостоятельности, инициативности, ответственности.
Как устроена Программа.
Занятия с детьми 10–12 лет направлены на развитие инициативности, самостоятельности, ответственности и имеют определенные этапы, структуру. Программа рассчитана на один год обучения и составляет 33 часа. Состоит из семи основных модулей:
- «Принадлежность к группе» — Этот модуль направлен на создание психоэмоционального комфорта внутри классного коллектива, развитие умения понимать других участников группы и взаимодействовать с ними на принципах уважения друг к другу.
- «Личностные качества». Поскольку формирование самостоятельности, ответственности младшего подросткового возраста должно происходить осознанно, в структуру занятий включен модуль «Личностные качества» — знакомство детей с понятиями инициативности, самостоятельности, ответственности, с социальными нормами и правилами.
- «Самопознание». Для создания условий для осмысления каждым ребенком используемых им способов успешных действий, своего стиля деятельности и для подготовки к переходу детей к самоконтролю, к саморегуляции, к самоуправлению собственной деятельностью.
- «Саморегуляция». В этом модуле отдельное направление работы психолога — оказание помощи детям в понимании собственных эмоций, в отработке навыков регуляции эмоционального состояния, умения управлять ими.
- «Уверенное поведение». Игры и упражнения данного модуля могут предназначаться как для всех детей в группе, так и для отдельного ребенка, для которого решение проблемы неуверенности является актуальным. В план модуля включены упражнения для обучения детей способам уверенного изложения просьбы и корректного отказа собеседнику (проявления данного стиля поведения окажется необходимым в предстоящей школьной жизни и в период адаптации к ней).
- «Коммуникативный». На этом этапе особое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, умения сотрудничать со сверстниками и с взрослыми, генерализация полученных навыков инициативного, самостоятельного, ответственного поведения, сплочение группы.
- «Развитие креативного мышления». Формированию творческих способностей — одного из эффективных путей подготовки детей к будущему — посвящен модуль «Креативность». Задания, предлагаемые в этом модуле, учат подростков принимать решения, не бояться ошибок (кто не умеет ошибаться — не умеет творить), способствуют раскрытию потенциала каждого ребенка.
Ожидаемые результаты.
Для обучающихся:
- Повышение уровня самостоятельности, ответственности, инициативности.
- Развитие навыков сохранения (профилактики) психоэмоционального состояния.
Для педагогических работников:
- Создание целостной системы работы, направленной на формирование необходимых для развития личности младших подростков качеств — инициативности, самостоятельности, ответственности.
- Обеспечить педагогов инструментарием при реализации ФГОС в школе.
- Внедрение в учебный процесс современных психологических технологий, сопровождения в интеграции с традиционными средствами обучения.
Для образовательных учреждений:
- Внедрение современных психолого-педагогических технологий в соответствии с требованиями федеральных стандартов.
- Повышение психологической компетентности педагогических работников.
- Решение задачи успешной адаптации учащихся при переходе в среднюю школу.
Результаты работы по программе.
- Количественный анализ показал, что проведенные занятия способствовали развитию инициативности, самостоятельности и ответственности младших подростков, уровень развития самостоятельности выше в среднем на 23%, чем в контрольном классе, уровень ответственности на 27%, и уровень инициативности на 16%, что говорит о положительных тенденциях проведенной развивающей работы.
- Таким образом, экспериментальная апробация разработанной программы позволяет сделать выводы: что проведенные занятия способствовали формированию инициативности, самостоятельности и ответственности младших подростков.
Основные публикации.
- Публикация в сборнике материалов VII областной научно-практической конференции «Психологическое сопровождение процесса внедрения федеральных государственных стандартов в учреждениях образования» г. Псков, 2012 г.