Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психолого-педагогическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в рамках сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях Фатежского района Курской области» (комплексная программа)


Автор:
Грибова Наталья Ивановна
С. Верхний Любаж Фатежского района Курской области

Д.А. Медведевым выдвинута инициатива «Наша новая школа», которая провозглашает, что «…актуальные задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. Большое значение приобретают социальные эффекты, обусловленные функционированием системы образования — эффекты формирования гражданской активности и консолидации общества, снижения социально-психологической напряженности между различными группами населения и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями».

В процессе внедрения ФГОС НОО особую роль отводят психолого-педагогическому сопровождению этого процесса. Новые образовательные результаты психологичны и требуют от педагогического коллектива школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком знаний, но и способами формирования универсальных учебных действий (УУД), личностных результатов и др.

Вместе с тем, проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий индивидуально применительно к каждой школе и требует включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.

Научная и практическая значимость проекта.

Представленная на конкурс программа создана в русле системно-деятельностного подхода и полностью соответствует ФГОС. Она направлена на осуществление психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с целью оказания поддержки обучающимся, педагогам и родителям в сельских базовой и прилегающих к ней малокомплектных школах правильно и объективно понять, оценить и осуществить процесс перехода на новые стандарты, ориентировать их на сотрудничество со школой в рамках сетевого взаимодействия.

Программа является комплексной системой психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС НОО. Отличительной особенностью программы является то, что реализация программы проходит на базе не одного общеобразовательного учреждения, а 5 школ микрорайона, входящих в схему сетевого взаимодействия. Педагог-психолог имеется только в базовой школе, в остальных же школах такого специалиста нет. Выход был найден в организации сетевого взаимодействия между ОУ с целью организации полноценного и качественного психолого-педагогического сопровождения для всех участников образовательного процесса во всех школах микрорайона.

Цель и задачи программы.        

Цель программы — обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся, родителей, педагогов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее по тексту ФГОС НОО) в ОУ Фатежского района Курской области.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

  1. Создание нормативно-правового, организационно-методического, материально-технического и информационного сопровождения введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях.
  2. Изучение социального заказа и готовности участников образовательного процесса к внедрению и реализации ФГОС НОО.
  3. Организация сотрудничества педагогов, специалистов школы с родителями.
  4. Реализация программы посредством психолого-педагогического просвещения, диагностики, консультирования обучающихся, родителей, педагогов по вопросам введения ФГОС НОО в образовательном учреждении; при необходимости проведение коррекционно-развивающих мероприятий с указанными выше участниками образовательного процесса.
  5. Оценка эффективности программы.

Реализация программы.

В условиях перехода на ФГОС НОО всем участникам образовательного пространства необходимо сопровождение в различных направлениях:

  1. Нормативно-правовое сопровождение.
  2. Организационное сопровождение (организация взаимодействия школы и семьи).
  3. Инструментально-информационное сопровождение (разработка методических рекомендаций, памяток, проведение консультаций, лекториев, тренингов и др.).
  4. Экспертно-методическое сопровождение (оценка эффективности и значимости реализации программы).

Участники программы: обучающиеся, родители обучающихся и педагоги ОУ школ микрорайона.

Исполнители основных мероприятий программы: психолого-педагогическая служба базового ОУ и педагогические коллективы ОУ.

Сроки реализации программы: 2010-2015 гг.

Основные этапы реализации программы:

I этап — организационно-установочный. Сроки: сентябрь 2010 г. — август 2011 г.

Начальный этап. Исследование социального заказа. Методологическая разработка программы, составление плана основных мероприятий. Подготовка ОУ микрорайона к введению ФГОС НОО (анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательной среды в ОУ Фатежского района Курской области).

II этап — основной. Сроки:– сентябрь 2011 г. — январь 2015 г.

Апробация, реализация программы. Введение и реализация ФГОС НОО в ОУ Фатежского района Курской области согласно плана-графика. Модернизация и адаптация программы по результатам промежуточного исследования эффективности проводимых мероприятий.

III этап — завершающий. Сроки: январь — август 2015г.

Анализ и оценка результатов реализации программы, ее эффективности. Рефлексия. Составление новой программы сопровождения.

Содержание программы отражает план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению введения ФГОС. Для каждого этапа планирование уникально и составлено таким образом что, с одной стороны, учитывает потребности всех участников образовательного процесса, а с другой стороны — отражает практически все виды деятельности педагога-психолога. Данное планирование является примерным, поэтому психолог-практик имеет возможность адаптировать его с учетом состояния образовательной среды своего ОУ.

  • Ресурсное обеспечение реализации программы представлено несколькими подразделами:
  • кадровое обеспечение;
  • материально-техническое и информационное обеспечение;
  • финансовое обеспечение.

Методический блок, представленный в программе, составлен на основе пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: под ред. А.Г. Асмолова. В программе указаны ограничения и противопоказания на участие в ее освоении. Кроме того, представлены модель сетевого взаимодействия, схема управления и контроля за исполнением мероприятий программы, схема поэтапного введения и оценки эффективности.

Результативность.

Практическая апробация Программы была проведена в 2010–2011 и 2011–2012 учебных годах на базе 4 образовательных учреждений Фатежского района Курской области. Общее количество участников — 178 человек. Положительные отзывы руководителей ОУ, педагогов, родителей, СМИ позволяют сделать вывод об эффективности и значимости представленного проекта.

Программа прошла рецензирование в ГБОУ МЦ ЗОУО ДО г. Москвы. В 2012 году программа стала лауреатом Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». Федерацией психологов образования России программе был присвоен гриф «Рекомендована для использования в образовательных учреждениях РФ». В декабре 2012 года МБОУ «Верхнелюбажская СОШ» презентовала на областном грантовом конкурсе среди сельских базовых ОУ, реализующих инновационные проекты, общешкольный проект «Радуга успеха», отражающий работу школы по созданию и реализации модели сетевого взаимодействия ОУ микрорайона. Составной частью данного проекта является программа Грибовой Н. И.. Проект занял первое место и был поддержан грантом.


Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su