«Радужные сказки» (модульный проект, основанный на ФГТ)
Актуальность, научная и практическая значимость.
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.
Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов. В системе образования создана сеть специальных дошкольных и школьных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации этих детей с учетом специфики их заболевания.
Наш детский садик существует более 35 лет. За это время выпущена не одна сотня ребятишек, многие из которых имеют те или иные проблемы в своем развитии. Основной профиль детского сада – опорно - двигательный. Более десяти лет в садике работают группы «Сложные дефекты», в которых воспитываются самые сложные из наших детишек. В основном, это ребята с ДЦП, с сочетанными нарушениями: двигательными, речевыми, сенсорными, интеллектуальными.
Каждый год в садике реализуются разные проекты, посвященные здоровому образу жизни, патриотическому воспитанию, Петербурговедению. Работает клуб «Молодой семьи».
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, важной составляющей которой становится игра - драматизация, театрализация. Нам очень хотелось, чтобы в таких играх, основанных на сказках, могли активно участвовать и дети с выраженными нарушениями. Так появился еще один проект «Радужные сказки» и дети с любовью его называют «Театралки – развивалки».
Теперь у нас растут не только художники, спортсмены, принцессы, рыцари, но и артисты. И назвали мы наш театр - «Радуга».
Основное содержание работы (или ее этапы).
Наш проект получился модульным, состоящим из 12 модулей – 12 самостоятельных проектов, в основе которых лежат авторское изложение программных сказок с коррекционной составляющей, направленной на развитие всех психических процессов. Беря сказку, мы не только работаем с эмоциональным состоянием ребенка, не только решаем его внутренние проблемы и конфликты, мы способствуем непосредственному развитию внимания, памяти, речи, мышления, восприятия, воображения через погружение в сказку и игру.
1. Осенние сказки
- «Репка»
- «Колобок»
- «Лисичка со скалочкой»
- «Кот, Петух и Лиса» (ОБЖ)
2. Зимние сказки
- «Кошкин дом» (ОБЖ)
- «Новогодняя сказка»
- «Зимний теремок»
- «Светофор» (ОБЖ)
3. Весенние сказки
- «Муха – цокотуха»
- «Федорино горе»
- «Заюшкина избушка»
- «Золотой ключик»
Наш проект ориентирован на федеральные государственные требования к образовательной деятельности в сфере деятельности специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проект создан на основе обобщения собственного опыта практической работы в области оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведущей психотехнологией проекта стала сказкотерапия, что обусловлено высокой мотивацией детей к познанию сюжетов и героев различных сказок, т.к. они наиболее близки детскому сознанию.
В основе построения программного содержания проекта положен принцип сезонности явлений окружающего мира.
В проекте дети получают возможность социальной адаптации с помощью раскрытия эмоционально-личностного потенциала.
Работа специалистов в рамках проекта осуществляется с привлечением родителей детей, что входит в современные представления о комплексном подходе оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья. Родители в нашем проекте являются не пассивными участниками этого процесса, а активными помощниками и авторами идей по улучшению образовательного пространства. Например, сами изготавливают куклы, костюмы, декорации для сказочных постановок или рисуют, лепят вместе с детьми дома, отражая свое эмоциональное состояние в своих творениях и закрепляя материал по лексическим темам.
Сплетение литературы, музыки, ритмики, изобразительного искусства для более полного восприятия того или иного произведения не только расширяет кругозор детей, развивает их восприимчивость, способности к анализу и синтезу, но, что, на наш взгляд, гораздо важнее, будоражит то, что глубоко скрыто в них, их таланты, их своеобразное видение мира, их потенциал. Происходит чудо, называемое рождением таланта. Таланта, который ищет способ выражения.
Дети слушают литературное слово, музыку и рисуют. Рисуют не только предметные картинки или создают абстрактные изображения, они придумывают целые сюжеты, приоткрывая дверь в свой удивительный мир.
Они не только начинают слушать и читать, они подбирают костюмы к музыкальным или художественным образам, они начинают сами создавать эти образы, будь то герои сказок или рассказов. Они не просто делятся с нами своими мыслями, чувствами, переживаниями, они активно включаются в сложный процесс познания жизни. Это ли не социализация?!
Результаты, выводы.
Когда мы начинали свой проект, то предполагали, что сделаем одну, две сказки вместо скучных занятий. Было трудно, родители не понимали, чего мы от них хотим. Но, погружаясь день за днем в сказочные сюжеты, мы проживали жизнь, играя… И в нашу игру включались все: и дети, и родители, и сотрудники.
Дети продолжали играть в это и дома, невольно втягивая своих родителей. Сотрудники, наблюдая со стороны за происходящим, из наблюдателей превратились в соучастников проекта. И год закончился созданием великолепного театра «Радуга» с потрясающей театральной труппой, где всегда всем рады!
А что же произошло с нашими детьми?
Из не совсем обычных детей они превратились в талантливых актеров, художников, музыкантов, декораторов, сценаристов, режиссеров, гримеров…
Но не это главное! Из детей «в себе», в своем замкнутом мире, они превратились «в мир для всех»! Они помогли нам по-другому взглянуть на них, и на нас самих! И то, что мы увидели – нам понравилось! Надеемся и вам тоже!
А что произошло с нами?
Наш проект перерос в учебную программу «Радуга», направленную на формирование и развитие познавательной деятельности и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.
По просьбе родителей создано пособие «Радужные сказки» с рекомендациями для каждого этапа работы над сказкой с детьми дома. В перспективе планируется тиражирование этой книги для родителей.