Номинация «Проект года в психологической науке»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Фундаментальные механизмы психического отражения» (монография)

Автор:

  • Зобнина Людмила Яковлевна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и психологии, Санкт-Петербургский государственный горный университет, (Санкт-Петербург)

Проблема восприятия является центральной в психологии в силу того, что именно восприятие заключает в себе возможности развития всех психических процессов. По этой причине в основе наших исследований лежали, прежде всего, особенности этого процесса. В психологии восприятия продолжает господствовать подход, восходящий к взглядам Г. Гельмгольца. В соответствии с ним из двумерного изображения извлекаются признаки трехмерного мира. При этом очевидно, что человек и животные имеют дело с реальным трехмерным миром.

Несмотря на то, что уже несколько десятилетий тому назад появились работы И. Акишиге Дж.Дж. Гибсона, Г. Юханссона, Л.М. Веккера, представление об извлечении информации о признаках объектов из сетчаточного изображения остается по-прежнему живучим. Многие проблемы, возникшие вследствие развития такого подхода, до сих пор не были решены. Это, в частности, проблема объяснения возникновения фи-феномена.

Как это часто бывает, именно взгляд на явления с противоположной стороны может привести к решению проблем, которые до этого рассматривались независимо или изолированно. В данном случае к такому решению привело объединение проблем восприятия статических объектов и динамики. При этом акцент переносится на восприятие динамических объектов. Именно оно рассматривается как типичное явление, а статика при этом считается только частным случаем восприятия динамики.

Новый подход, в соответствии с которым механизмы восприятия представляют собой процесс извлечения инвариантов и преобразований из оптического потока, снимает проблему соотношения сетчаточного двумерного и реального трехмерного образа: в основе восприятия лежат совершенно иные характеристики реального мира. Кроме того, такой подход делает возможным перенос этих представлений на описание механизмов других психических процессов.

Предложенный подход предполагает перенос акцента с описания переработки информации в процессе извлечения ее из сетчаточного изображения на описание картины мира.  Для такого описания могут быть использованы аналогии с понятиями неэвклидовой геометрии.

В монографии рассматривается понятие механизма в общем смысле и применительно к психике. Сделан краткий исторический экскурс в проблему понимания механизмов психики. Основное содержание представляет собой описание экспериментов, проведенных автором для решения сформулированной задачи.

При анализе механизмов восприятия проводится сопоставление статических, дискретных и динамических объектов. Показано, что в основе их восприятия лежат единые механизмы. Предшествующими авторами были описаны различные инварианты в процессе восприятия. Так были выявлены топологический инвариант, инвариант подобия, метрический инвариант (Л.М. Веккер). Дж.Дж. Гибсон описал инварианты заслонения и пр. По нашему мнению, они также могут быть сведены к инвариантам, описанным в неэвклидовой геометрии. Так инвариант заслонения – не что иное, как топологический инвариант (три его характеристики: непрерывность, связность и отсутствие самопересечений). Но главный аспект, в котором сказывается действительная новизна предложенной работы – это описание преобразований, которые являются неотъемлемой частью механизмов различных психических процессов. Это, например, такие преобразования как вращение, сжатие, при которых фигура может сохранять метрическую инвариантность и инвариантность подобия.

В работе показано, что преобразования, лежащие в основе представлений (вторичных образов), соотносятся с известными мыслительными операциями. Эти данные представлены в виде таблицы.

Воображение

Мышление

Преобразования

расчленение – агглютинация

анализ – синтез

схематизация

абстрагирование

типизация

обобщение

гиперболизация

?

Выводы

1. Центральным процессом для понимания механизмов психического отражения является зрительное пространственное восприятие. В то же время пространственное восприятие является частным случаем восприятия движения и движущихся объектов. Именно на этом уровне становится явным взаимодействие двух механизмов психического отражения: инвариантных характеристик объектов и их трансформаций.

На уровне восприятия отражаются те преобразования, которые осуществляются с самими предметами окружающего мира и отражаются они так же без вычленения их, а при непосредственном включении в перцептивный образ. Это конгруэнтные преобразования: сжатие, деформация, вращение. В соответствии с представлениями проективной геометрии они включаются в класс проективных преобразований, которые описаны многими исследователями в области психологии восприятия.

«Последней опорой» перцепцией являются топологические преобразования, которые лежат в основе отображения пространства на основе его «загроможденности» объектами.

2. В процессе возникновения в историческом плане и в онтогенезе вторичных образов происходит отделение преобразований от непосредственного образа. Преобразования обретают самостоятельное существование и используются для создания и проверки гипотез еще на уровне образного, а точнее фигуративного отражения.

Это преобразования на уровне представлений, основой которых является перцепция: расчленение и агглютинация, схематизация и гиперболизация. С их помощью создаются образы новых объектов, которые никогда не существовали или вообще не могут существовать.

3. Дальнейшее развитие системы преобразований приводит к возникновению мыслительных операций: анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования и сравнения. Однако это завершающий уровень системы преобразований, которые используются человеком в когнитивной сфере. В эту систему включаются те уровни отражения, которые были описаны Ж. Пиаже в его эпистемологической теории: трансдукция, эгоцентризм, неполнота обобщения и т.п. Это та система преобразований, на которую опиралось в своем развитии мышление, и которая является необходимой (или даже достаточной) для решения многих задач, стоящих перед человеком в настоящее время.

Предложенный проект может стать основой разработки методик для развития познавательных процессов. Проект содержит предпосылки для создания новой психологии искусства.

Содержательные материалы

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе