«Учись учиться в вузе. Психологическое сопровождение первокурсника на этапе адаптации к образовательному процессу в вузе» (печатное издание, медиаресурс)
Учебное пособие «Учись учиться в вузе. Психологическое сопровождение первокурсника на этапе адаптации к образовательному процессу в вузе» представляет собой учебно - методическое пособие, разработанное с целью оказания практической помощи первокурснику в процессе адаптации к образовательному процессу в вузе.Пособие служит оптимизации процесса взаимодействия личности со средой (в данном случае - студента с вузовским пространством), организации психологического сопровождения профессионального становления личности будущего специалиста.Адресовано студентам-первокурсникам педагогических вузов.
Структура электронного учебного пособия включает: пояснительную записку; введение; четыре главы: Глава 1. Проблема психологического сопровождения первокурсника на этапе адаптации к образовательному процессу в вузе; Глава 2. Особенности обучения в высшей школе; Глава 3. Психолого-педагогический контроль в высшей школе; Глава 4. Основные технологии написания реферата и научного эссе; три приложения: Приложение А: Деловой учебный этикет и правила поведения в вузе; Приложение Б: Словарь «вузовских» терминов; Приложение В: Справочная информация для студентов.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес авторов пособия к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.
Одним из возможных путей является решение задач эффективности и качества учебного процесса в период адаптации студентов-первокурсников. Особая значимость учебного процесса состоит в том, что учение, являясь отражательно - преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения студентов-первокурсников к самой учебно-познавательной деятельности.
Эффективность учебной работы вуза связана с сокращением сроков и успешностью адаптации студентов, где адаптация является для студента продуктивным выходом из адаптивной ситуации, когда личность соотносит собственные возможности и возникшие трудности.
Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза, в ходе которого реализуются психолого-педагогические условия, способствующие выявлению и коррекции исходных негативных тенденций профессионального становления, возникших в адаптационный период у студентов-первокурсников; применяются способы активизации учебной деятельности, повышения практических навыков самостоятельной работы, укрепления интереса к учебной деятельности; психологическая помощь, поддержка и сопровождение в создании условий для самостоятельного выбора своего стиля в различных видах деятельности и общения; включение первокурсников в систему студенческого самоуправления, которая является формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.
В пособии говорится, что адаптация студентов-первокурсников в образовательном процессе вуза будет носить более эффективный характер, если:
- первокурсник будет владеть технологиями психологического сопровождения в адаптационный период;
- скорректирована модель образовательного процесса высшей школы, направленная на успешную адаптацию студентов-первокурсников;
- осуществлена реализация психолого-педагогических условий в период адаптации студентов-первокурсников с учетом индивидуальных особенностей студентов, специфики учебного заведения и учебно-воспитательной деятельности высшего учебного учреждения.
Качалова Алевтина Васильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, место работы - Армавирская государственная педагогическая академия. Сфера научных интересов: гуманизация и личностно развивающие технологии в образовании.
Жидкова Виктория Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, место работы - Армавирская государственная педагогическая академия. Сфера научных интересов: гуманизация и личностно развивающие технологии в образовании.