Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психокоррекционная работа со слабоуспевающими учащимися» (программа занятий для учащихся начальной школы)


Цель программы: коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребёнка

Основные задачи программы: повышение уровня общего познавательного развития детей, коррекция индивидуальных недостатков психофизического развития. Она обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

  • повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной  ориентировки; обогащение жизненного опыта детей путём организации практической и продуктивной деятельности;
  • систематизация знаний и представлений, способствующая лучшему усвоению учебного материала по всем дисциплинам начальной степени обучения;
  • уточнения, расширения и активизация лексического запаса;
  • улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;
  • активизация мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификация изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика;
  • развитие устной монологической речи; 
  • активизация познавательных процессов и речи детей;
  • развитие логического мышления;
  • развитие слуховой памяти и увеличение объёма произвольного слухового внимания;
  • развитие сенсомоторики;
  • развитие внимания;
  • развитие воссоздающего и творческого воображения, мышления;
  • развитие внимания и сообразительности;
  • развитие переключение и распределение внимания;
  • развитие понимания;
  • развитие мыслительных операций, действий и умений и т.д.

Программа коррекционных занятий ориентирована на учеников 1-5 классов. Она построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении (причиной которых являются различного задержки психического развития).

Статистика последних лет свидетельствует, что число «слабоуспевающих», «педагогических запущенных» детей растёт. Психокоррекционная работа направлена на оптимизацию личностно-ориентированного подхода, на решение проблемы школьной неуспеваемости, на исправление дефектов познавательной сферы, связанных с последствиями педагогической запущенности. Действенная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших в процессе обучения трудностей. Предлагаемая программа актуальна, так как работа по нему ведёт к решению проблемы школьной неуспеваемости, педагогической запущенности способствует принципиальному изменению содержания работы учителя и психолога с отстающими в учении школьниками и исправление дефектов познавательной сферы. Психокоррекционная программа  имеет большую практическую значимость, так как может быть использована специалистами в психокоррекционной работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Год создания программы: 2007г. Данная программа апробировалась МОУ  СОШ №57  в течении 3-х лет.

Наблюдения за учениками в ходе выполнения ими учебных действий  позволяют сделать выводы, необходимые при подборе и составлении индивидуальных заданий. На основе предварительного изучения учащегося выделяются те стороны его личности, которые в наибольшей степени мешают успешной учебной деятельности. Анализ медицинских карт выявляет определённые диагнозы у детей, которые лежат в истоках причин неуспеваемости. Из практики: чаще всего у детей отмечаются общее недоразвитие речи, дизартрия, дислалия, минимально мозговая дисфункция. Родители детей делегируются на консультации к узким специалистам (логопеду, неврологу, психиатру). Данный сбор информации позволяет определить область поиска, детально изучить психологические особенности детей, оказать психолого-педагогическую помощь. 

Были получены следующие результаты коррекционных занятий успешности и уровня развития слабоуспевающих школьников (учащихся коррекционных групп):

2009-2010 год. Низкий уровень – 19%, ниже среднего – 13%, средний – 68%, высокий – 0%.

2010-2011 год. Низкий уровень-0  ниже среднего – 1%, средний – 79%, высокий – 20%.

Анализ результатов свидетельствует о положительных изменениях в развитии познавательной активности у детей. Успешно преодолеваются трудности в обучении за счёт интенсивной и регулярной коррекционной работы с учащимися.

Коррекционно-развивающая деятельность направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. Безоценочность, включение в задания игровых моментов создают положительный фон, необходимый детям для преодоления своих трудностей. Упражнения направлены на обогащение словарного запаса, развитие устной монологической речи, развитие логического мышления, развитие и увеличение объёма памяти, развитие сенсомоторики, развитие внимания, воображения, мышления и др.Составляются психолого-педагогические характеристики, содержащие информацию об особенностях детей. В Дневнике динамических наблюдений фиксируются  изменения, происходящие у детей в промежуток времени, когда осуществляется коррекционная деятельность. В течение учебного года  осуществляется консультативную деятельность. Рекомендации по решению проблемы школьной неуспеваемости получают   учителя и родители.

Результаты

Об эффективности проводимой коррекционной работы говорят положительные изменения в развитии детей. Можно с уверенностью сказать, что у детей закрепилось «желание учиться». По психокоррекционной программе удалось добиться изменений в интеллектуальном и личностном развитии слабоуспевающих  педагогически запущенных учащихся.

Выводы:

  1. В ходе психокоррекционной работы была оказана действенная помощь учителям в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
  2. Эффективность психокоррекционной работы очевидна, так как она обусловлена дифференцированным подходом к слабоуспевающим, педагогически запущенным учащимся, ведёт к оптимизации процесса преодоления учебных трудностей. Таким образом, разработанная и  предложенная мною модель «Психокоррекционная работа со слабоуспевающими учащимися», имеет достаточную результативность и эффективность. Вышеизложенная цель считается достигнутой.

  


Хабилова Зульфия Арслан-Алиевна - педагог-психолог, место работы - МОУ СОШ №57, принимала участие в конкурсе «Педагог-психолог года Дагестан-2010» и заняла 3-место. Выступала на городских и районных семинарах педагогов-психологов: (2009-2011 г.):

  1. Сущность и структура педагогической деятельности;
  2. Педагогическое общение как творческий процесс;
  3. Психология обучения;
  4. Культура педагогического общения;
  5. Повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта.

Награждена нагрудным знаком «Отличник образования Республики Дагестан».

Основные публикации: статья «Программа психокоррекционных занятий» (областная газета «ГОЛОС ПРОФСОЗА ОБРАЗОВАНИЯ», ноябрь 2011г.). Направлен на публикацию материал в городскую газету «Дагестанская школа»(статья «Программа психокоррекционных занятий»), (статья «Повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта»). 

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su