Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«LegoМир» (развивающая программа для детей с особыми образовательными потребностями)

Авторы:

Актуальность

Разработанная развивающая программа «LegoМир» направлена на развитие когнитивных функций детей с особыми образовательными потребностями, для работы с детьми, имеющими незначительные нарушения (отклонения) в развитии речи. В данной категории рассматриваются дети, имеющие сохранный интеллект, у которых отсутствует нарушение слуха, но присутствуют значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики – дети с тяжелыми нарушениями речи. Развивающая программа «LegoМир» составлена на основе здоровьесберегающих технологий, включает игровую технологию «кроссенс». В практической психологии педагоги-психологи реализуют различные методы для развивающих занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, среди них такие методы как: релаксационная терапия, музыкальная терапия, арт-терапия и игровая терапия. Выбранный метод игровой технологии «кроссенс» представляет наиболее актуальный подход в проведении занятий, поскольку данный выбор отличается от других видов помощи данной целевой категории детей с особыми образовательными потребностями. Данная технологии направлена на: сохранение здоровья, развитие навыков здорового образа жизни, усвоение культурно-гигиенических навыков, нахождение способов сотрудничества со сверстниками, развитие способности находить взаимосвязи между предметами и явлениями, способность раскрывать новые грани своего творческого поиска, понимания привычных вещей, возможность чувствовать себя успешными, а главное, дети с тяжелыми нарушениями речи, смогут использовать полученный социальный опыт в повседневной жизни.

Развивающая программа «LegoМир» направлена на непосредственную работу в рамках проведения психокоррекционых занятий с детьми и психолого-педагогических занятий с родителями (законными представителями) методами игровой технологии «кроссенс». Программа способствует развитию инженерно-творческого (конструктивного) воображения и развитию коммуникативных способностей (каждый ребенок свободно оценивает свое поведение, ценит свой творческий потенциал и развивает внутреннюю систему вознаграждения и удовлетворения).

Новизна данной методики Lego-конструирования заключается в том, что программа отличается от других видов помощи данной целевой категории детей с особыми образовательными потребностями. Успешность и адаптация детей данной целевой категории в школе будет напрямую зависеть от уровня сформированных личностных качеств; достаточно накопленный обширный материал позволяет ребенку, опираясь на уже имеющиеся полученные знания и умения, достигать высоких результатов в коррекционно-развивающей работе; разработанный необычный подход Lego-конструирование и игровая методика «кроссенс» способствует обучению и воспитанию у детей развитию когнитивных функций и коммуникативных навыков; осуществляется комплексный подход и тесная взаимосвязь всех специалистов образовательного процесса и вовлечение родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.

Содержание программы

Развивающая программа «LegoМир» представляет собой комплексную систему развивающих задач, с учетом ближайшей зоны и прогноза развития ребенка, для создания благоприятных условий с наиболее полной реализацией его потенциальных и индивидуальных возможностей. На протяжении всего периода обучения дети в игровой форме знакомятся со смысловыми понятиями «детали лего», «настольно-печатные игры», «графомоторные упражнения», находят взаимосвязи между деталями Lego и объектами явлений, развивая новые возможности когнитивных функций и коммуникативных навыков через Lego-конструирование и игровую методику «кроссенс». Формы и средства организации игровой деятельности проводятся в групповом и в индивидуальном формате. Режим проведения занятий - вторая и четвертая неделя текущего месяца. Групповая деятельность проводится 1 раз в месяц – группа 10-12 человек, по длительности 25 минут. Индивидуальная деятельность проводится 1 раз в месяц (в зависимости от тяжести дефекта) – 5-7 детей, длительность занятия – 20-25 минут. Занятия проводятся согласно разработанному учебному плану развивающей игровой деятельности.

Результаты

По окончанию программы было организовано психодиагностическое тестирование «Диагностика детей с тяжелыми нарушениями речи». Для сравнения результатов был использован сравнительный анализ данных «Поэлементный анализ результатов диагностики» на конец учебного года. Диагностика проводилась следующими методиками: 1. Определение интеллектуальной готовности к обучению в школе (Е.С. Романова); 2. Определение эмоционально-волевой готовности ребенка (Е.С. Романова).

Анализ предоставленных показателей диагностических данных позволил сделать вывод о том, что дети, посещающие занятия по развивающей программе «LegoМир» имеют высокий уровень (80%-100%), средний и низкий уровень не зафиксирован. Дети, которые развивающие занятия не посещали, имеют в основном средний уровень (50%-83%). Основные затруднения отмечены в заданиях на: диагностика памяти (задание №7); математические представления (задание №9); задание на определение принципа построения ряда на основе его элементов (задание №3/2); графический диктант (задание № 4/2). Тем самым подчеркивая высокий результат при диагностировании у детей с особыми образовательными потребностями, с которыми регулярно проводились развивающие занятия «LegoМир».

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе