Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Модель психокоррекции депрессии в парадигме культурно-деятельностного подхода» (коррекционно-реабилитационная программа)

Автор:

Актуальность новизна и значимость проекта

Проект разработан для психокоррекционной помощи людям, имеющим депрессивный эпизод легкой и средней степени выраженности, в рамках стационарного и амбулаторного лечения. Данная модель психокоррекционной помощи активно применяется в работе в групповом и индивидуальном формате, без возрастных ограничений.

Разработанный проект включает в себя новый теоретический и практический подход в психокоррекционной работе с депрессивными эпизодами, в своей теоретической основе метод опирается на «Теорию Деятельности» А.Н. Леонтьева, а так же включает в себя творческую интерпретацию идей Л.С Выготского, относящуюся к логике построения «Свободного осмысленного действия». Данные две модели имеют концептуализацию, происходящих процессов и отражены в виде схем, так же в ходе психкоррекционной работы они пересекаются и взаимодополняют друг друга. 

Схема-модель «Деятельностного подхода» является структурой реализуемых действий, а модель «Свободного осмысленного действия», отражает функциональность и логику  построения действийи деятельности в ходе психокоррекции.Например: Схема-модель «Деятельностного подхода», отражает конкретные, неизменяемые элементы действий, такие как потребность побуждающая к действиям, постановка целей, выбор средств для принятия решения, уровень притязаний, зоны возможностей реализации действия, оценка выполненного действия; Схема-модель «Свободного осмысленного действия» включает в себя поэтапную функциональную уровневую организацию деятельности (восприятие/представление-знание/понимание-рефлексия/осмысление-мастерство/творчество), например: на первичном этапе работы с депрессией необходимо достичь уровня осмысления процесса лечения, для чего в начале психокоррекционной работы проводится психообразование,где формируются знания и понимание, что такое болезнь, как она влияет на пациента, какие есть способы лечения, формируется мотивация, а потом ставятся цели для реализации действий на уровне восприятия, мастерства и творчества, откладывая работу в рациональном поле мышления и рефлексию других смыслов до раскрытия зоны (окна) возможностей пациента. Таким образом, в ходе психокоррекционной работы решается задача изменения психологического и физического состояния пациента посредством психообразования и концептуализации его деятельности, начиная со снижения стрессовых воздействий, переходя к накоплению положительных эмоций и разрешению внутренних конфликтов.

Новизна данного проекта заключается в использовании схем-концептуализации деятельности, заключающих в себя разработанную теоретическую основу русской психологической школы, и их взаимодополняемость. Данный подход имеет существенное отличие от западных подходов таких как КБТ, ДБТ, АКТ. Он имеет более широкий спектр применения как для людей со сниженной способностью перерабатывать информацию, что важно при депрессивном расстройстве, так и для мишеней терапевтического воздействия.

Например, для КБТ является необходимость строить работу с искаженными логическими умозаключениями, но уровень возможности пациента и его состояние часто не соответствует зоне его функциональной способности, в данном подходе это реализуется за счет регуляции уровня организации «Свободного осмысленного действия», что дает возможность пациенту без самокритики переводить свои действия на операциональный уровень восприятия, мастерства и творчества и только потом, освоив нижестоящую ступень, почувствовав удовлетворение от простых операций, можно увеличивать степень притязаний, переходя на вышестоящие уровни действий, опираясь на понимание и рефлексию. Отличие от терапии «Принятия и осознанности» является в глубине анализа своей деятельности, наличие рефлексии мотивов, внутренних конфликтов, личностно-значимых и социально-значимых смыслов, что само по себе делает этот процесс интересным, познавательным и мотивирующим. ДБТ подход основывается на осознанности к цепочке поведения пациента и строит аккумуляцию позитивных эмоций на формальных,перемешанных в своей иерархии списках выполняемых дел, которые пациент не способен в таком состоянии представить и реализовывать из-за низкой мотивации и отсутствию средств и возможности это выполнить. На стадии только гипотезы, выбираемого действия, пациент сталкивается с негативными переживаниями, так опираясь на свои самоощущения, он не чувствует в себе сил и интереса к каким-либо действиям, вспоминает негативно-окрашенные ощущения и неудачи, прогнозируя для себя неблагоприятный исход. Поэтому в данной работе, в отличие от ДБТ, практика опирается не на волевые усилия, направленные на преодоление внутренней борьбы, а на произвольную регуляцию действий, работая с уровнем притязаний, зоной возможностей и мотивацией пациента.

Так же в работе представлены новые разработки презентационных форм для пояснений происходящих процессов внутри заболевания, описания программы выполнения «Свободно осмысленных действий», а так же график отслеживания стресс-факторов: метафора «Горшочек» (модель описывающая формирование замкнутого круга влияния болезни на мысли, эмоции и действия и в свою очередь влияние мыслей, эмоций и действий на болезнь и состояние), представляет общее понимание механизма развития болезни, а так же общую структуру лечения; схема взаимодействия физиологических процессов и эмоций, позволяет пациенту понять смысл практик расслабления и разряжения; схема стимул-реакция, позволяет понять процесс накопления негативных и позитивных эмоций, влияющих на изменения настроения. Таким образом, программа в своей краткой наглядной и простой форме, дает возможность охватить большой пласт информации и сформировать у пациента веру в возможности справится с болезнью и решимость в прохождении лечения.

Этапы психокоррекционной работы

1 день работы
Вводная часть: психообразовательная лекция. Психообразовательная лекция дает понимание, что такое депрессия, описываются симптомы заболевания, их глубина и первичные признаки, сигнализирующие необходимость обращения к врачу. Через метафору «Горшочек», описываются механизм развития заболевания и факторы, формирующие и поддерживающие заболевание. Каким образом состояние пациента влияет на симптомы, а симптомы влияют на состояние пациента. Выстраивается общая структура лечения, включая медикаментозное.

Далее уделяется внимание развитию стресса и его профилактике. Здесь для наглядности используется трехфакторная биосоциальная модель стресса, где объясняются формы стрессовых воздействий, приводящих к заболеванию и способы профилактики стресса (используется схема «взаимодействия физиологических процессов и эмоций», позволяет пациенту понять смысл практик расслабления и разряжения и привести свои примеры, используемые в личной жизнедеятельности; схема «стимул-реакция», позволяет понять процесс накопления негативных и позитивных эмоций, влияющих на изменения настроения, так же в рамках темы предоставляется информация о навыках культуры общения, межличностного взаимодействия, совместно с пациентами вырабатываются способы профилактики сна».

В заключительной части лекции описывается структура психокоррекции, опираясь на Схему-модели «Деятельностного подхода», применительно к конкретным действиям, начиная с потребности в сенсорных ощущениях, далее удовлетворение во взаимоотношениях (любовь, принятие, поддержка, забота) как с социумом так и в отношениях с самим собой и удовлетворение потребности в  интересах (хобби, игровая деятельность), в ходе лекции  предлагаются практические упражнения.

2 день работы
Освоение заполнения графика стрессовых событий,влияющих на состояние пациента. Построение графика реализации активности в течение дня, направленных на удовлетворение биологически значимых потребностей (сон, питание, дыхательные процедуры, сенсорная стимуляция), в график включается лекарственная терапия, ЛФК, другие лечебные процедуры.

3 день работы
Проверка графика активности в течение дня, направленной на удовлетворение биологически значимых потребностей, опрос участников группы, корректировка графика. Проверка графика стрессовых событий, опрос участников группы, корректировка графика. Предоставление информации по запросу. Практические упражнения (релаксационные практики).

4 день работы
Проверка графика активности в течение дня, опрос участников группы, корректировка графика, увеличение полезных действий. Проверка графика стрессовых событий, опрос участников группы, корректировка графика. Предоставление информации по запросу. Практические упражнения (релаксационные практики).

5 день работы
Проверка графика активности в течение дня, опрос участников группы, корректировка графика. Проверка графика стрессовых событий, опрос участников группы, корректировка графика. Включение в график активности деятельность, направленную на построения взаимоотношений с собой и близким окружением(включение в график активности в течение дня релаксационных практик, направленных на поддержку себя и заботу, так же подключение социальных контактов, теплых поддерживающих отношений, в рамках возможности пациента). Практические упражнения (релаксационные практики).

6, 7 день самостоятельной работы
Проверка графика активности в течение дня, опрос участников группы, корректировка графика. Проверка графика стрессовых событий, опрос участников группы, корректировка графика. Деятельность, направленная на построения взаимоотношений с собой и близким окружением. Предоставление информации по запросу. Практические упражнения (релаксационные практики).

8 день работы
Проверка графика активности в течение дня, опрос участников группы, корректировка графика. Проверка графика стрессовых событий, опрос участников группы, корректировка графика. Включение в график активности познавательную деятельность (вырабатывается совместно с пациентами перечень интересов и увлечений для возможности реализации мастерства и творчества), так же предлагается игровая активность. Предоставление информации по запросу. Практические упражнения.

9 день работы
Проверка графика активности в течение дня, опрос участников группы, корректировка графика. Проверка графика стрессовых событий, опрос участников группы, корректировка графика. Предоставление информации по запросу. Практические упражнения.

10 день работы
Индивидуальная работа: рефлексиявнутренних переживаний, мотивационных конфликтов, поиск решений, свободный осмысленный выбор действий.

11 день работы
Индивидуальная работа: рефлексиявнутренних переживаний, мотивационных конфликтов, поиск решений, свободный осмысленный выбор.

Результаты

Данный тренинг многократно был проведен в клинических условиях с пациентами, имеющими депрессивное расстройство, в групповом и индивидуальном формате, его результаты имеют хорошую эффективность, отраженную в самоотчетах пациентов.

Количество посетителей психообразовательной программы не имеет ограничения, количество участников групповых занятий рекомендуется до 6 человек.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе