Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Активное наставничество» (адаптация шкалы самооценки эффективности наставничества учителей – TMSES)

Авторы:

Организация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Актуальность, новизна и значимость проекта

Наставничество в образовательной среде играет ключевую роль в профессиональном становлении учителей и развитии их навыков. В условиях кадрового дефицита и растущих требований к качеству образования необходимо использовать инструменты, способные оптимизировать этот процесс. Шкала самооценки эффективности наставничества учителей (TMSES) предоставляет возможность не только оценить уровень компетентности наставников, но и выявить проблемные зоны. Новизна исследования заключается в адаптации англоязычной версии TMSES к российскому контексту с учетом специфики образовательной среды.

Основное содержание работы

Работа включает несколько этапов:

  1. Перевод и адаптация TMSES: Применение метода прямого и обратного перевода для обеспечения функциональной эквивалентности англоязычной и русскоязычной версий шкалы. Психометрическая проверка продемонстрировала высокую внутреннюю согласованность (α Кронбаха = 0,976).
  2. Проверка структуры шкалы: Эксплораторный факторный анализ позволил выделить шесть факторов, описывающих аспекты наставничества: процесс осмысления опыта, педагогические практики, тактичность, мотивация, стандарты наставничества и создание профессионального видения.
  3. Связь с личностными характеристиками: Анализ корреляций выявил взаимосвязь компонентов TMSES с чертами личности (Big-Five) и эмпатией учителей.
  4. Эмпирическая проверка: Исследование проведено на выборке из 73 российских учителей, что позволило выявить особенности восприятия наставничества в локальном контексте.

Результаты и выводы

Анализ показал, что российские педагоги чаще избегают трудоемких аспектов наставничества (организация встреч, анализ практик), отдавая предпочтение формам, связанным с уважительным и тактичным взаимодействием. Это указывает на склонность к имитационному наставничеству, тогда как активное наставничество остается менее распространенным.

Выявленные шесть факторов TMSES демонстрируют высокую психометрическую состоятельность инструмента. Основные аспекты, связанные с активным наставничеством, коррелируют с когнитивным компонентом эмпатии, в то время как имитационное наставничество связано с позитивной аффективной эмпатией.

Полученные результаты способствуют лучшему пониманию механизмов наставничества и позволяют разработать рекомендации для повышения его эффективности, включая учет личностных особенностей наставников и создание условий для активного взаимодействия.

Практическое применение

Шкала TMSES может быть использована для диагностики и обучения наставников, разработки программ их профессионального развития, а также для мониторинга эффективности наставничества в образовательных учреждениях.

За проект проголосовали 69 читателей
  • Данный проект - важный шаг для объективной оценки эффективности наставничества учителей. Он поможет улучшить поддержку педагогов, повысить их уверенность и профессиональный рост. Отличная инициатива для развития образования!

  • Важное исследование для педагогов, ориентированных на работу в наставничестве. Полученные результаты способствуют лучшему пониманию механизмов наставничества и позволяют разработать рекомендации для повышения его эффективности, включая учет личностных особенностей наставников и создание условий для активного взаимодействия.

  • Публикация представляет собой значимое научное исследование, посвященное адаптации и валидации шкалы самооценки эффективности наставничества учителей (TMSES). Актуальность работы обусловлена необходимостью разработки надежных психометрических инструментов для оценки качества наставнической деятельности в образовательной среде. Исследование отличается строгим научным подходом к анализу структуры шкалы, её валидности и надежности.

  • Проект способствует модернизации системы наставничества, что особенно актуально в условиях реформирования образования. Разработанная шкала позволит выявлять ключевые зоны роста и совершенствовать

  • Разработанная шкала активного наставничества позволяет объективно оценивать компетентность наставников, способствуя профессиональному росту учителей.

  • Поддержка наставничества сегодня особенно важна из-за цифровой трансформации, роста информационного шума и необходимости развития soft skills. Методики и опросники помогают оценить эффективность программ, адаптировать их под индивидуальные потребности, улучшить подбор наставников и повышать удовлетворенность участников, обеспечивая преемственность знаний и профессиональную социализацию.

  • Адаптация TMSES «Активное наставничество» на русский язык обеспечивает надежную оценку самоэффективности учителей-наставников. Шкала способствует изучению их уверенности, влияния на учеников и развитию педагогических компетенций в образовательной среде.

  • В эпоху стремительных изменений и такого же стремительного периода полураспада знаний - наставничество является архиважным механизмом трансляции опыта, проект очень интересный и необходимый!

  • Адаптация шкалы TMSES для оценки эффективности наставничества учителей позволяет выявить сильные и слабые стороны в процессе активного наставничества.

  • Актуальное и важное исследование, которое поможет минимизировать проблемы передачи педагогического опыта, повысить уровень наставничества и улучшить образовательную среду в России.

  • Поддерживаю! Проект способствует повышению качества наставничества, оптимизирует профессиональное развитие учителей и помогает выявлять проблемы в образовательной среде, что особенно важно в условиях кадрового дефицита.

  • Рекомендую всем, кто хочет стать эффективным наставником и создать положительное влияние на жизнь других!

  • Проект важен, потому что помогает улучшить качество наставничества в образовании и способствует профессиональному росту педагогов.

  • Крутая идея! Поддержка и передача опыта — ключ к успеху.

  • Поддерживаю проект, так как рассматривает важность наставничества в образовательной среде, особенно в условиях кадрового дефицита.

  • Наставничество — мощный инструмент развития! Отличная тема, важно продвигать.

  • Поддерживаю данную работу, актуальная тема.

  • Исследование представляет значительный интерес, так как адаптация TMSES к российским условиям может стать важным шагом в повышении качества наставничества и профессионального развития педагогов. Учет специфики отечественной образовательной среды делает инструмент более релевантным и полезным для практического применения.

  • Полезное и важное исследование.

  • Действительно важная и актуальная тема.

  • Заинтересовала адаптация шкалы самооценки эффективности учительского наставничества – TMSES.

  • Актуальная тема для исследования.

  • Как студент, я полностью поддерживаю значение наставничества в профессиональном росте учителей. В условиях нехватки кадров это особенно важно. Шкала самооценки TMSES — отличный инструмент для оценки компетентности наставников и выявления их проблемных зон. Адаптация этой методики к российскому контексту делает её более полезной. Это шаг к повышению качества образования и профессионализма педагогов.

  • Работа будет полезной для интеграции новых кадров в рабочую среду

  • Поддерживаю проект «Активное наставничество» Максименко А.А., Крюковой Т.Л. и Чагиной А.В. «активное наставничество и эмпатия российских учителей» потому что он предлагает адаптированные решения для повышения эффективности наставничества в образовательной среде.

  • Учат быть лучшим наставником

  • Голосую за этот проект

  • Актуальная работа, которая подчеркивает важность иммитационных практик

  • Интересно было почитать монографию. Глубокие мысли

  • Понравился проект, тема актуалтная.

  • Поддерживаю проект, так как он выявляет ключевые проблемы наставничества в российской педагогической среде, демонстрируя склонность к имитационным практикам.

  • Данная работа имеет актуальность в настоящее время. Всё выполнено качественно

  • Исследование «Активное наставничество» представляет собой глубокий анализ роли наставничества в профессиональном и личностном развитии, подчеркивая его значимость в современных условиях. Авторы демонстрируют эффективность активного наставничества как инструмента для повышения мотивации, компетенций и успешной адаптации в профессиональной среде.

  • Очень актуальная работа

  • Проект "Активное наставничество" очень информативен, он полезен для развития учителей и вследствие улучшения образования в нашей стране

  • Хм, полезное исследование. С коллегами как раз обсуждали тему наставничества учителей, и вот наткнулся на этот проект.

  • Как много разговоров вокруг этой темы (описательности), и как мало опросников (методологического подхода!), в этой связи такие инструменты нужно только поддерживать!

  • Проект впечатляет продуманностью и качественной реализацией

  • Великолепное выступление! Все на высоте. Невероятно интересно

  • Очень интересно

  • Спасибо большое! Использую теперь в своей работе

  • Приятно было почитать монографию от умных людей

  • Проект способствует лучшему пониманию механизмов наставничества

  • Очень понравился автор и его мысли

  • Развитие системы наставничества в образовании является важным направлением повышения качества педагогической деятельности. В этом контексте адаптация и валидизация шкалы самооценки эффективности наставничества учителей (TMSES) представляется значимым шагом для создания инструмента, который позволит объективно оценивать влияние наставнической деятельности на профессиональный рост педагогов.

  • Важно для адаптации молодых специалистов и качественной оценки качества интеграции опыта (наставничества)

  • Шкала TMSES важна, так как помогает оценивать уверенность наставников в своих компетенциях, выявлять зоны роста и разрабатывать эффективные программы их профессионального развития. Она также позволяет отслеживать динамику наставничества и его влияние на молодых специалистов, повышая качество педагогического сопровождения.

  • Проект «Активное наставничество» улучшает эффективность педагогического процесса, развивая индивидуальные подходы и повышая качество образования.

  • Методика активного наставничества представляет собой эффективный подход, который значительно углубляет вовлеченность как наставника, так и наставляемого в процесс обучения. В отличие от традиционных методов, акцент на активное взаимодействие позволяет создать более гибкую и персонализированную программу развития, ориентированную на индивидуальные потребности и цели обучаемого.

  • Акцент на активное наставничество в предлагаемой методике предполагает более глубокую вовлеченность наставника и наставляемого в процесс обучения. В отличие от имитационного подхода, активное наставничество ориентировано на индивидуальные потребности и цели обучаемого, что позволяет создать более гибкую и адаптированную программу развития.

  • Прекрасная работа! Александр профессионал своего дела. Без сомнений отдаю голос именно ему!

  • «Активное наставничество» – интересная идея и полезный инструмент, помогающий учителям развивать навыки и повышать эффективность работы.

  • Понравилась прикладная составляющая исследования. Ну, и оригинальность подхода ученых.

  • Методика помогает оценить эффективность наставнической деятельности учителей, обеспечивая развитие профессионального взаимодействия и поддержку педагогов на всех этапах карьеры.

  • В российской системе образования тема наставничества является востребованной и актуальной, а Шкала самооценки эффективности наставничества учителей является реальным инструментом для диагностики его активности.

  • Методика «Активное наставничество» (адаптация TMSES) достоверно оценивает самоэффективность наставников, способствуя развитию педагогического мастерства и улучшению образовательных результатов.

  • «Активное наставничество» проницательно раскрывает значимость наставничества учителей, предлагая надежный инструмент для оценки его эффективности. Работа подчёркивает влияние наставничества на профессиональный рост педагогов, обоснованно адаптируя шкалу TMSES.

  • Достойная работа

  • Лучший проект

  • Значимое практическое применение

  • Актуальная и интересная работа!

  • активное наставничество и есть настоящее, как много в наше время имитационного; поэтому крайне важная методика

  • наставничество очень актуальная тема в современный России !

  • Очень оригинальное решение но разделению наставничества!

  • Весьма точно подмечено об активном и имитационном наставничестве, в связи с этим опросник весьма перспективный

  • Опарин Геннадий В.
    07.03.2025 в 21:14:17

    Полезная работа, благодарю!

  • Интересная работа.

  • Любопытно, кажется понятно где это всё уже было, да под другими лозунгами, но первоначально на Русском языке. И вот оно к нам возвращается!

  • Актуальная тема и работа

Последний день голосования – 30 марта

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе