- Черняк Оксана Николаевна
психолог, БУ ХМАО - Югры "Нефтеюганский реабилитационный центр" (Нефтеюганск)
Организация: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганский реабилитационный центр»
Актуальность, новизна и значимость практики
Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, является реабилитационной (абилитационной) структурой, изначально обладающей потенциальными возможностями для развития и воспитания человека с ОВЗ.
Осуществление психологической помощи семьям с детьми-инвалидами позволяет, через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию личностных и межличностных отношений, решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, сталкиваются с множеством трудностей, которые могут перерасти в серьёзные проблемы и стать причиной утраты семейного ресурса, а в последствии к эмоциональному выгоранию родителей, особенно матерей. Именно поэтому так важно вовлекать матерей в процесс, способствующий психологическому оздоровлению ребёнка и мамы, гармонизации семьи и установлению связей с другими семьями для взаимной поддержки.
Этапы реализации
Общая продолжительность курса составила 6 месяцев (август – сентябрь, 2023 год – январь 2024 года).
1 этап: организационный блок (август – сентябрь, 2023 год). Разработка программы, подготовка материально-технических, методических, кадровых ресурсов. Информирование о предстоящих мероприятиях, результатах проведенной работы.
2 этап: диагностический блок (октябрь 2023 год). Оценка реабилитационного и абилитационного потенциала мамы: методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности, опросник Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой «Родительское выгорание»; цветовой тест М. Люшера для ребенка.
3 этап: практико-терапевтический блок (октябрь 2023 года – январь 2024 года).
- Включение матерей в группу в мессенджере для общения, обмена опытом и выполнения домашних заданий, изучения информационного материала.
- 16 очных встреч-тренингов.
- Для ребенка с инвалидностью - прохождение курса реабилитации (абилитации).
4 этап: диагностико-аналитический блок (январь 2024 год). Повторная оценка реабилитационного и абилитационного потенциала мамы и ребенка, с использованием тех же методик. Анализ результатов реализации курса.
Результат
Проведенный психокоррекционный курс дал положительные результаты в эмоциональной составляющей каждой женщины. Участницы отметили, что курс открыл новые перспективы, заставил посмотреть на вещи под другим углом и изменил их мир в лучшую сторону. Кроме того, женщины отметили, что в их семьях стала более благоприятной психологическая обстановка и улучшились отношения между членами семьи.