- Ларионова Светлана Владимировна
Начальник организационно-методического отдела, психолог, педагог, Центр опережающей профессиональной подготовки по направлению «Социальная сфера» Свердловской области (Екатеринбург)
- Коноплева Елена Александровна
Кризисный психолог, ГКУ «Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области» (Екатеринбург)
Морально-нравственные качества — это интегральная дефиниция, включающая в себя обширный перечень качеств личности, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности человека. Возможность оценки уровня развития морально-нравственных качеств личности как на этапе отбора будущих специалистов силовых структур, так и непосредственно в ходе служебной деятельности является одной из важных проблем современности.
Представленная методика является уникальным психодиагностическим инструментарием, направленным на оценку морально-нравственной сферы личности, развитость деонтологических качеств личности. Итоговый показатель, являясь интегральной характеристикой, рассчитывается на основании оценки уровня развития личностных качеств, характеризующих морально-нравственную сферу личности, объединенных в семь отдельных блоков в соответствии с их направленностью: коллективистские качества; гуманистические качества; комплексные качества, характеризующие осуществление личностью основных целей морального регулирования; качества, связанные с особенностями морального регулирования; идейно-нравственные и морально-политические качества; морально-деловые и морально-экономические качества; морально-прагматические качества.
В методике «Деонтологический профиль личности» оцениваются десять факторов, характеризующих морально-нравственную сферу личности.
Семь блоков качеств оценивают непосредственно развитие морально-нравственных качеств, обладающих наиболее явно выраженным нравственным содержанием (по В.А. Блюмкину):
- Коллективистские качества (КК) – ответственность, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, долг, обязательность.
- Гуманистические качества (ГК) – доброжелательность, отзывчивость, толерантность, чувство собственного достоинства, скромность, гуманность, человечность, осознанные нравственные принципы поведения перед отдельным человеком и обществом.
- Комплексные качества, характеризующие осуществление личностью основных целей морального регулирования (ЦМР) – справедливость, беспристрастность, решительность, мужество, бескорыстность, воспитанность.
- Качества, связанные с особенностями морального регулирования (ОМР) – честность, порядочность, добросовестность, честь, совесть, искренность, открытость, прямота, моральная устойчивость, принципиальность.
- Идейно-нравственные и морально-политические качества (ИНП) – идейность, патриотизм, национализм, миграционное настроение.
- Морально-деловые и морально-экономические качества (МДЭ) – целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, организованность, смелость, настойчивость, выносливость, инициативность, исполнительность, уверенность.
- Морально-прагматические качества (МПК) – вежливость, тактичность, коммуникабельность, образованность, начитанность, самообразование, смекалка, ум, внимательность.
И три интегральных показателя:
- Базовые качества (БК) – основные, атрибутивные качества личности, относящиеся к собственно нравственным качествам.
- Формируемые качества (ФК) – данный фактор основан на показателях шкал: «Особенности морального регулирования», «Идейно-нравственные и морально-политические качества», «Морально-деловые и морально-экономические качества», «Морально-прагматические качества».
- Итоговый интегративный показатель «Деонтологический профиль личности» (ДПЛ), определяется через оценку всех описанных факторов. Является показателем развитости деонтологических качеств личности.
Используемая в методике Шкала лжи позволяет исключить машинальное, автоматическое заполнение бланков.
Этапы работы над созданием методики и основные результаты:
1 этап: цель – выделить элементы, составляющие категорию «морально-нравственные качества».
Выборка:
- курсанты 2 курса образовательной организации МВД России – 47 человек;
- слушатели 5 курса образовательной организации МВД России – 19 человек;
- сотрудники института образовательной организации МВД России из числа профессорско-преподавательского состава – 37 человек;
- слушатели, обучающиеся на факультете заочного обучения (сотрудники ОВД) – 25 человек.
Общий объем выборки составил 128 человек. Результат: создана анкета «Самооценка развития морально-нравственных качеств».
2 этап: цель – оценить уровень развития качеств, составляющих морально-нравственную сферу личности, в структуре личностной надежности.
Выборка:
- студенты 1-4 курсов образовательных организаций высшего образования города Екатеринбурга в количестве 164 человека;
- курсанты 1-5 курсов Уральского юридического института МВД России, в количестве 126 человек;
- курсанты 1-5 курсов Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России, в количестве 114 человек.
Общий объем выборки составил 404 человека. Результат: выделен интегральный показатель «Деонтологические качества», намечены перспективы дальнейшего научного исследования.
3 этап: цель – оценить уровень развития деонтологических качеств с использованием методики «Деонтологический профиль личности», проведение корреляционного и сравнительного анализа.
Выборка:
- курсанты 2 курса образовательной организации МВД России – 62 человека;
- курсанты 4 курса образовательной организации МВД России – 28 человек;
- слушатели 5 курса образовательной организации МВД России – 12 человек.
Общий объем выборки составил 102 человека.
Корреляционный анализ. Цель – проверить наличие взаимосвязи между деонтологическими качествами личности и составляющими информационно-когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов личностной надежности.
Результат:
- отсутствие значимых корреляционных связей между морально-нравственными качествами личности и правосознание;
- наличие взаимосвязи между деонтологическими качествами личности и элементами мотивационного и поведенческого компонентов личностной надежности.
Сравнительный анализ. Цель – проверить наличие особенностей в содержании рассматриваемых компонентов личностной надежности на различных этапах профессиональной социализации обучающихся образовательной организации МВД России.
Результат: получены различия по ряду шкал методики «Оценка субъективной локализации контроля над значимыми событиями» (Е.Г. Ксенотофонтова), которые подтверждают значимость поведенческого компонента личностной надежности, в частности, контроля поведения.
Вывод: подготовленная психодиагностическая методика «Деонтологический профиль личности» (Коноплева Е.А., Ларионова С.В.) является динамичным образованием. Несмотря на то, что еще в 2022 году было выпущено методическое руководство, авторы постоянно представляют методику научному сообществу. Так, с 6 по 8 ноября 2024 года методика была представлена на Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием «Коченовские чтения», где получила высокую оценку. А также коллегами были внесены ряд предложений для внедрения методики в образовательные организации («Психология и право в современной России. Коченовские чтения». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2024. 325 с. – С. 199-200).
В данный момент авторы работают над школьным вариантом методики «Деонтологический профиль личности – школьный вариант».